В современных условиях интенсивно развивающегося общества происходит постоянный рост количества окружающей людей информации, которая является одним из важнейших ресурсов. В связи с этим интенсивно разрабатываются и внедряются всевозможные средства ее отображения, поиска, хранения и переработки. Ежегодно они обновляются, повышается степень их доступности и удобства в использовании. Одним из факторов повышения уровня мотивации обучающихся, является учет их психофизиологических особенностей [4]. Необходимо произвести анализ эффективности наиболее распространенных интернет ресурсов, как пространства для реализации педагогических подходов в системе образования.
В настоящее время в России произошли значительные изменения среди средств массовой информации. Поколения, проживающие на единой территории, используют различные каналы получения данных, в результате чего у каждой возрастной группы формируется свой образ мышления и восприятия.
Ученые–практики Е. Шамис, А. Антипов, Е. Никонов выделяют в современной России представителей следующих возрастных поколений [1]: Поколение GI (1900–1923 г.р.), Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.), Поколение Беби–Бумеров (1943–1963 г.р.), Поколение Х (1963–1984 г.р.), Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г.р.) и поколение Z (с 2000 г.р.).
Современные студенты являются представителями поколения Миллениум. Среди ценностей этого поколения выделяют: неограниченность свободы мышления и действий, хорошее знание технологий и обучаемость, уверенность и оптимизм. Данное поколение стремится с немедленному получению результатов.
Однако, при этом они довольно наивны и пассивны [1], а не интересная и рутинная для них деятельность сложно выполнима. Соответственно, главным, и практически единственным, источником получения знаний современной молодежи становятся компьютерные технологии.
Многие психологи отмечают у большинства современных студентов «клиповое мышление» – подача информации в краткой, но в тоже время красочной и оригинальной форме [6]. Яркий содержательный образ является главным критерием эффективного восприятия информации. Способность воспринимать значительные объемы информации (лекция), подаваемой без визуализации значительно снизилась. У данного поколения сформировались особые методы работы с информацией, значительно отличающиеся от методов предшествующих поколений [1]. Это является одной из основных причин проблем, связанных с развитием система высшего образования.
Цель исследования. Для повышения интереса к процессу обучения в современных условиях преподавателю вузов необходимо учитывать особенности нервной системы и когнитивные стили [5], а также активно внедрять современные технологии. В последнее время в системе образования широко используются интерактивные онлайн–доски (ИОД) [3], обладающие большим набором функциональных возможностей, благодаря которым они могут быть использованы для: дистанционного обучения, обсуждения результатов совместных и индивидуальных работ, научных и учебных проектов, опросов и тестирований, коллективных онлайн газет, консультаций, семинаров, совещаний, создания диаграмм и схем, мозгового штурма.
Не каждый из существующих на сегодняшний день сервисов позволяет максимально эффективно и с минимальными затратами времени и сил использовать их в педагогических целях [4]. Рассмотрим наиболее популярные из них. Для анализа целесообразности работы с доской были выделены следующие критерии:
– ввод текста;
– вставка различных документов из файла;
– создание геометрических фигур;
– математические символы;
– необходимость регистрации;
– наличие чата.
Twiddla – конференц–площадка, позволяющая размещать: геометрические фигуры, блоки, схемы, картинки, документы, рисовать от руки, вводить формулы в формате Latex и многое другое. Реализована возможность совместной работы, правда, для сохранения проекта требуется регистрация. Кроме всего перечисленного стоит отметить, что данный сервис позволяет просматривать веб–сайты в режиме реального времени и общаться при помощи чата с поддержкой звука.
Realtimeboard – бесконечное пространство для создания различных проектов. Для работы с сервисом потребуется создание аккаунта в сервисе Google. Доска позволяет бесплатно создавать бесконечное количество публичных досок, но частных только три. Основным достоинством данной доски является интеграция с сервисами Google. Можно использовать файлы различных форматов: видео с сайта YouTube, PDF–документы, картинки. Возможно использование Realtimeboard как инструмента для создания нелинейных презентаций на подобии Prezi. Полученные материалы с комментариями участников сохранять на Google Диске или встроить в блог.
Сайт WikiWall.ru позиционируется как среда для создания стенгазеты, но при этом обладает обширным набором функциональных возможностей (вставка блоков, текста, картинок (JPG, GIF, PNG) и видео из сети, а также рисование), позволяющих без сомнений отнести его к ИОД. Реализована возможность как совместной работы над создаваемой стенгазетой, так и простого просмотра результата. Для работы с данным сайтом регистрация не требуется, достаточно одному участнику начать работу и поделиться ссылкой с остальными участниками.
Для сервиса Scriblink обязательным условием работы является установка платформы Java. Scriblink предоставляет возможность рисования и вставки геометрических фигур, изображений, ввод математических обозначений и специальных символов. Основной недостаток доски – ограниченное поле, но при этом имеется несколько чистых листов. Кроме того, возникают проблемы с кириллицей при общении участников.
Cacoo.com – предназначен для онлайн создания схем и диаграмм. Данный сайт также интегрирован с Google, на Диске которого можно хранить все созданные проекты. Обладает стандартным набором инструментов – рисование от руки, блоков и фигур. Кроме этого имеет в наличии библиотеку различных изображений – компьютерная техника, электрические цепи, человечки, базы данных и др. Позволяет вставлять не только текст, но и таблицы. Можно создавать несколько вкладок. Есть чат для участников команды, работающих над одним проектом. Для работы требуется регистрация, в бесплатном режиме доступны только 25 листов и сохранять работу можно только как рисунок.
Web Whiteboard – это очень простая виртуальная доска для рисования. Простой интерфейс, минимализм в инструментах. Для начала работы регистрация не требуется, но многопользовательский режим доступен только при использовании коммерческого тарифного плана. Полученные рисунки сохраняются в формате PNG. Возможен ввод текста с поддержанием кириллицы, а также интеграция на сайты и блоги.
Conceptboard позволяет создавать виртуальные доски, на которых возможно размещение информации для последующего обсуждения с другими участниками. При помощи электронной почты могут быть добавлены новые пользователи. Доска позволяет комментировать записи авторов. В виртуальной среде можно поместить изображения и документы.
Drawonthe – ИОД для совместного рисования. Особенность сервиса заключается в возможности рисовать на карте Мира, а также на пространстве любого сайта. Информация с сайтов отображается в качестве фонового рисунка, на фоне которого можно рисовать.
LIno it – универсальный сервис для работы с онлайн столом, на котором могут быть размещены заметки, стикеры, фото, видео. Для создателя проекта необходима регистрация, но для остальных участников, осуществляющих работу с доской регистрация не требуется. Также к достоинствам можно отнести возможность интеграции на сайты и блоги.
Результаты возможностей рассмотренных сервисов представлены в таблице.
Данные сервисы позволяют реализовывать различные дидактические подходы при реализации образовательного процесса в учебных заведениях. В частности, могут использоваться для создания на их основе структурно–логических схем (СЛС) – моделей, отражающих основное содержание изучаемого объекта и являющихся ориентировочной основой действий. Функции СЛС – гносеологическая, ориентировочная, контролирующая.
Структурно-логические схемы на базе ИОД могут быть использованы для:
– Совместного создания группой учащихся схемы по пройденной или самостоятельно изучаемой теме;
– Анализ схем, созданных другими, с последующим комментированием и оцениванием;
– Поиск запланированных ошибок в схемах по изученному материалу (подобие «лекций с запланированными ошибками») [2].
Студенты Томского политехнического университета использовали ИОД для создания структурно–логических схем для дисциплины «Кинетика ядерных реакторов». В качестве платформ для создания схем были использованы сервисы WikiWall, Realtimeboard и Cacoo. Были подготовлены заготовки, содержащие основные структурные элементы одной темы (рис. 1).
Функциональные возможности ИОД
Название сервиса |
Ввод текста |
Вставка текстового документа из файла |
Вставка картинки из файла |
Создание геометрических фигур на основе готовых |
Математические символы |
Обязательная регистрация |
Чат |
Twiddla |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
WikiWall |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
Realtimeboard |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
Scriblink |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
Cacoo |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Web Whiteboard |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
Conceptboard |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
Drawonthe |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Lino It |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
Рис. 1. Подготовленная заготовка для создания структурно-логической схемы в сервисе Cacoo.com
Рис. 2. Структурно-логическая схема, составленная студентом
От студентов требовалось расположить основные блоки и связи между ними, а при необходимости добавить недостающие элементы. Наиболее интересные результаты получились в сервисе Cacoo. Благодаря широким функциональным возможностям, полученная схема (рис. 2) обладала большим количеством запоминающихся структурных элементов, несомненно повышающих интерес к изучаемому материалу.
Заключение
Система образования должна перестраиваться с учетом изменения контингента без ущерба для качества подготовки. Преподаватели вузов, с целью повышение уровня эффективности работы со студентами должны более активно внедрять современные технологии обучения. ИОД являются одной из таких технологий, внедрение которой способно значительно повысить интерес со стороны современного поколения к образованию. Среди рассмотренных сервисов, позволяющих работать с онлайн досками, можно выделить WikiWall, как очень простой и при этом обладающий минимальным набором необходимых функций. Самым большим набором инструментов обладает Realtimeboard и Twiddla, единственным недостатком которых является необходимость регистрации. Сервис Сасоо будет полезен для технически направленных проектов, за счет большой встроенной библиотеки структурных элементов.