Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PROGRAM «SPARTA – RLD» AS GAMING RATIONALIZATION OF COMPLEX GTO IN PHYSICAL EDUCATION AND SOCIALIZATION OF SCHOOLBOYS

Firsin S.A. 1
1 Academy of social management
The article is devoted to the rationalization of the game set by the RLD in physical education and socialization of students that promotes not only their physical but also mental, spiritual and moral perfection.
game streamlining
complex RLD
physical education
socialization of students

В последние годы в Российской Федерации наблюдается существенное ухудшение состояния здоровья подростков. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями. Данная ситуация в стране заставила обратиться к возрождению ранее существовавшей системы физической подготовленности населения, – комплексу ГТО. Однако, как и в прежние годы, в школах перед ГТО, как правило, ставится одна задача – содействовать формированию физических качеств и двигательных способностей школьников. Такой подход базируется на традиционной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание понимается лишь как обучение движениям (двигательным действиям), как целенаправленное формирование и совершенствование физических качеств и умений, характеризующих физическую подготовленность человека (для трудовой и военной деятельности). Это имеет ярко выраженную утилитарную, прагматическую ориентацию, что существенно ограничивает воспитание личности.

Для более полного и разностороннего воздействия ни личность школьника, в соответствии с принятыми новыми стандартами образования, необходимо использовать игровые формы и методы, которые повысят привлекательность подготовки и сдачи норм ГТО, повысят социокультурное и педагогическое значение физического воспитания в личностном развитии школьников, в процессе их социализации, будут способствовать привлечению школьников к активным и регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Центральным звеном спорта является система массовых спортивных соревнований. В школах, в учреждениях дополнительного образования вокруг этой системы строится весь учебный процесс по физической культуре, именно эта система призвана повышать привлекательность физкультурно-спортивных занятий, обеспечивать укрепление здоровья, повышать физическую подготовленность школьников [1].

Проведенное комплексное исследование среди школьников Московской области в период сентябрь 2014 – май 2015 г. показали, что число соревнований для детей и подростков с каждым годом увеличивается, но более 50 % школьников участие в соревнованиях не принимает. Анализ документов, регламентирующих соревнования (календаря, положений), опрос 300 учителей физкультуры и 2000 школьников Московской области, согласно этим исследованиям, показали, что причиной этого является традиционная организация соперничества в спортивных соревнованиях школьников, которая в большинстве случаев, нацелена только на отбор лучших спортсменов, выступающих в различных соревнованиях, и дублирует систему спорта высших достижений [2].

В вопросе № 1 респондентам предлагалось высказать мнение о том, имеют ли какое-то значение активные занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство (1406 чел., 69,3 %) респондентов считают, что эти занятия «имеют очень большое значение», а согласно мнению 23,5 % (478 чел.), «имеют значение, но не очень большое».

Вопрос 2 предусматривал выяснение мнения респондентов о том, в чем именно они усматривают значение активных занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство 1493 (87,4 %) респондентов значение активных занятий физкультурой и спортом усматривает в их позитивном влиянии на физическое состояние человека. При этом 940 чел. (55,0 %) полагают, что эти занятия содействуют «укреплению здоровья», 279 чел. (16,3 %) – «физической форме», 117 чел. (6,8 %) – «силе», 61 чел. (3,6, %) – выносливости, 41 чел. (2,4 %) – «укреплению иммунитета», 22 чел. (1,3 %) – «фигуре», 20 чел. (1,2 %) – «общему тонусу», 13 чел. (0,8 %) – «красоте тела».

В вопросе № 3 респонденты должны были оценить личное значение занятий физкультурой и спортом. Согласно мнению большинства (56,1 %, 1160 чел.), эти занятия «очень важны» для них; 37,1 % (767 чел.) считают, что они «имеют некоторое значение, но не очень важное», 3,9 % (81 чел.) полагают, что эти занятия им «совсем не нужны» и 2,9 % (59 чел.) затруднились ответить. Школьники дают несколько более высокую оценку личного значения занятий физкультурой и спортом, чем школьницы. Так, очень важное значение для себя признает 62,7 % школьников и 50,1 % школьниц; считают, что они не очень важны – 31,1 % школьников и 42,6 % школьниц; полагают, что они совсем не нужны – 3,1 % школьников и 4,6 % школьниц [1].

В вопросе № 4 речь шла об интересе школьников к спорту и различных аспектах этого интереса. 92,4 % респондентов указали на то, что спорт их интересует, 7,6 % – «ничто, связанное со спортом, не интересует». У большинства респондентов (66,3 %) интерес к спорту проявляется в том, что они смотрят спортивные соревнования по телевизору. 50,9 % – активно занимаются спортом (самостоятельно или в спортивной секции). 30,8 % – посещают спортивные зрелища. 19,1 % – читают спортивные газеты и журналы (спортивные разделы в других газетах и журналах, статьи о спорте и т.п.). 4,8 % коллекционируют спортивные значки (марки и т.п.), 3,8 % – увлекаются спортивной фотографией (живописью).

Вопрос № 5 предусматривал выяснение отношения респондентов к соревнованиям (не только в спорте, но также в науке, искусстве и т.д.). 26,8 % (545 чел.) ответили, что им нравятся «самые различные соревнования», а 62 % (1261 чел.) – «нравятся соревнования, но не все». 7,1 % (144 чел.) указали на то, что они вообще не любят соревнования, а 4,1 % (83 чел.) затруднились ответить.

Вопрос № 6 был сформулирован для респондентов следующим образом: «Принимаете ли Вы участие в спортивных соревнованиях и каких именно?» Согласно полученным ответам, большинство (41,9 %) респондентов принимает участие «на занятиях по физкультуре в школе», 26,3 % – «в спортивных соревнованиях в школе вне учебных занятий», 21 % – в межшкольных спортивных соревнованиях, 25,8 % – «в других спортивных соревнованиях», 25,1 % – не участвуют в спортивных соревнованиях.

В ответах на вопрос № 7 респондентам, принимающим участие в спортивных соревнованиях, предлагалось указать, какие чувства (позитивные или негативные) и насколько часто они испытывают в этих соревнованиях. Относительно позитивных чувств большинство (73,7 %, 1318 чел.) указали на то, что они испытывают их «чаще всего», 22,1 % (396 чел.) – «редко», а 4,1 % (74 чел.) – «никогда». Причем, у школьников всех классов эти показатели очень близки друг другу. Например, из школьников 4–5 класса редко их испытывает 21,8 %, 6–7 класса – 22,5 %, 8–9 класса – 22,8 %, 10–11 класса – 21, %.

В вопросе № 8 речь шла об уровне спортивного мастерства респондентов. Согласно полученной от респондентов информации, у большинства (78,3 %) из них нет спортивного разряда.

В вопросе № 9 содержалась просьба к респондентам указать:

а) те цели, которые они ставят перед собой в ходе самостоятельных занятий физкультурой и спортом;

б) какие из этих целей им удается достичь.

Большинство респондентов ставит цели «сохранить (укрепить) здоровье» (66,4 %), «улучшить телосложение» (61,6 %) и «стать более физически развитым (сильным, быстрым и т.п.» (52,4 %). 39,7 % ставят также цель «отдохнуть, развлечься», 33,6 % – «стать более привлекательным для лиц противоположного пола», 27,3 % – «расширить сферу своего общения, сделать ее более интересной», 25, % – «приобрести умения и навыки, необходимые в избранной профессии», 23,9 % – «добиться разностороннего развития», 23,5 % – «развить интеллект (эрудицию, память и т.п.), 21,5 % – «стать чемпионом, рекордсменом», 15,7 % – «доказать свое превосходство над другими», 12,2 % – «улучшить материальное положение». 4,8 % указали на то, что самостоятельно они не занимаются физкультурой и спортом [1].

Данная ситуация свидетельствуют о необходимости модернизации системы спортивной работы со школьниками, системы массовых спортивных соревнований, используя активно в этом и требования подготовки к сдачи норм комплекса ГТО [3].

Обобщение отечественного и зарубежного опыта разнообразных форм, методов, способов организации соперничества в работе с детьми и подростками, позволили разработать модели организации массовых школьных спортивных соревнованиях на основе инновационных форм игрового соперничества и сотрудничества.

В рамках реализации проекта «СПАРТ–ГТО» предполагается проведение полного комплекта мероприятий по игровой рационализации комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников содействующей не только их физическому, но также психическому и духовно-нравственному совершенствованию.

Игровая рационализация комплекса ГТО предусматривает:

● использование игровой формы подготовки и сдачи норм этого комплекса;

● интеграцию выполнения норм этого комплекса с демонстрацией творческих способностей в тех или иных видах физических упражнений, а также художественного мастерства;

● популяризации и пропаганде среди школьников нового комплекса ГТО, повышению привлекательности подготовки и сдачи норм этого комплекса.

Программа таких соревнований включать различные игры, способствующие подготовке к сдаче норм комплекса ГТО и спортивно ориентированные творческие конкурсы, также связанные с ГТО, но в то же время соответствующие разнообразным интересам школьников, удовлетворяющие их разнообразные потребности (в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, росте спортивного мастерства, отдыхе и развлечении, общении и т.д.).

Такой подход соответствует интересам не только большинства школьников, но и учитывает детей со средними и слабыми физическими данными и пригоден не только для небольшого круга спортивно одаренных детей. Программа «СПАРТ–ГТО» ориентирована на здоровье учащихся, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой деятельности.

Тем самым это будет способствовать повышению привлекательности и комплекса ГТО, и спортивных соревнований, занятий физкультурой и спортом.