Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CONCEPT OF DEVELOPMENT STRATEGY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Kaygorodtsev A.A. 1 Sarsembayeva G.Z. 2 Kaygorodtseva T.F. 3
1 East Kazakhstan state university of S. Amanzholov
2 Kazakhstan-American free university
3 Technic and economy college
In article questions of formation of the development strategy of higher education institution providing it competitive advantage in the market of educational services and allowing to solve educational and economic problems are considered.
higher educational institutions
development strategy
concept of strategic planning

Возрастание значимости высшего образования и новые требования, предъявляемые к нему в условиях формирования экономики знаний, вызывают необходимость пересмотра высшими учебными заведениями стратегий своего функционирования и развития.

Целью настоящего исследования является разработка концепции стратегии развития вуза, адекватной вызовам XXI века, способной обеспечить не только их выживание, но также и образовательный и экономический успех.

Результаты исследования и их обсуждения

В условиях рыночной экономики для решения задач адаптации, выживания и развития высшим учебным заведениям необходимо:

– постоянно проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на данном рынке;

– прогнозировать развитие рынка образовательных услуг;

– разрабатывать альтернативные варианты своего поведения в условиях изменяющейся внешней среды.

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе следующих концептуальных принципов:

1. Непрерывности образования – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование личности обучаемых на протяжении всей жизни (концепция образования через всю жизнь).

2. Непрерывных инноваций – постоянная разработка новых видов, новых методов и технологий образовательной и научной деятельности.

3. Диверсификации – одновременное внедрение нескольких невзаимосвязанных научно-образовательных продуктов (услуг). Для базового высшего образования характерна горизонтальная диверсификация – одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям; для дополнительного образования характерна вертикальная диверсификация – развитие различных видов образовательных услуг.

4. Синергии – повышение результативности и качества деятельности вуза благодаря использованию взаимосвязи и взаимоусиления различных видов научной и образовательной деятельности.

5. Приближения образовательных услуг к потребителям – максимально возможный доступ потенциальных потребителей к научно-образовательным продуктам (услугам), предоставляемым вузом (создание филиалов и представительств вузов; организация филиалов кафедр; дистанционное обучение).

6. Управления качеством – ориентация на конечного потребителя, непрерывное совершенствование научно-образовательной деятельности, системное обеспечение качества на всех стадиях жизненного цикла научно-образовательных продуктов (услуг).

7. Формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом образовательные цели и задачи должны иметь приоритет перед финансово-экономическими и коммерческими. В противном случае рынок образовательных услуг будет, а образование, представляющее собой органическое единство обучения, воспитания, развития молодежи и передачи культуры, исчезнет. В результате большинство цивилизационных ценностей, определяющих качество жизни населения республики, подвергнется секвестру.

В стратегии вузов должны преобладать образовательные парадигмы, отвечающие вызовам XXI века. В противном случае это будет не высшее учебное заведение, а коммерческое предприятие сферы образования.

В то же время стратегия развития вуза, чтобы быть успешной, должна учитывать рыночные реалии, так как современные вузы, независимо от форм собственности, функционируют в конкурентной среде. Для реализации своей стратегии вуз должен ориентироваться на потребителя, обладать эффективным менеджментом, уметь зарабатывать деньги. В противном случае он не решит образовательные задачи, которые для него являются основными.

В условиях глобального экономического кризиса вузы должны стремиться к выживанию через развитие, обеспечивать опережающее образование. Это позволит им не только выстоять в конкурентной борьбе, но и восстановить утраченные в кризис позиции. Следовательно, стратегия развития современного вуза должна быть инновационной, так как инновационно ориентированные организации способны наилучшим образом отвечать как на запросы рынка, так и на действия конкурентов.

Основными факторами, определяющими инновационную активность высших учебных заведений, являются:

– нормативное регулирование и контроль их деятельности государственными органами;

– внедрение в педагогическую практику новейших достижений педагогической и смежных наук;

– исследование образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и работодателей;

– выдвижение ППС инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инновационных проектов внутри вуза;

– объемы, структура и условия финансирования научных исследований из различных источников;

– инновационный потенциал вуза;

– стратегия взаимодействия с потребителями результатов НИОКР;

– принятые в данном вузе модели и механизмы управления, квалификация административно-управленческого персонала и т.п.

Мы считаем, что основной целью стратегии развития казахстанских высших учебных заведений, стремящихся стать лидерами отечественной системы образования и завоевать достойное место на международном рынке образовательных услуг, должно быть достижение системного, всеобъемлющего, то есть всеобщего качества всех сторон деятельности вуза.

Подобная стратегия была разработана в 1994 году в Московском институте молодежи (с 2003 года – Московский гуманитарный университет – МосГУ), ректор которого И.М. Ильинский является автором идеи разработки и реализации внутривузовского «Госстандарта +», опережающего действующий в стране государственный общеобразовательный стандарт. В настоящее время «формула успеха» данного университета имеет вид: «Госстандарт +» – шаг на пути к новому качеству» [3].

Мы считаем, что казахстанские вузы должны быть студентоориентированными. Это значит, что модернизация, повышение качества всех сторон образовательного процесса должны осуществляться при активном участии студентов и ради них.

Основу концепции студентоориентированного вуза составляет идея о том, что центральной фигурой в сфере образования является потребитель образовательных услуг – студент. Следовательно, вузы обязаны подстраиваться под его потребности и интересы.

Эти потребности не являются чисто субъективными. Они во многом имеют объективный характер. Студенты должны осознавать и активно реализовывать свои потребности и интересы. Это даст им возможность обеспечить их жизнеспособность, личный и общественный успех.

При разработке и реализации стратегии вуза следует уделять внимание развитию стратегического партнерства.

Под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования следует понимать договорные отношения вуза со своими партнерами, являющимися потребителями образовательных услуг и результатов НИОКР, реализующими совместно с вузом долгосрочные целевые программы в области образовательной и профессиональной деятельности и участвующими в его развитии.

Целью стратегического партнерства является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества вуза с заинтересованными организациями путем объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Стратегическое партнерство вуза и организации может осуществляться в следующих формах:

– долгосрочная программа подготовки специалистов для организации;

– создание и развитие базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;

– проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение вузовских ученых к созданию и трансферту инновационной продукции;

– создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;

– целевая подготовка для организаций кадров высшей квалификации;

– создание совместных научно-образовательных и инновационных структур.

Для того чтобы сформулировать основные приоритеты стратегического развития высшего учебного заведения, необходимо предварительно получить обобщенное представление о состоянии внутренней и внешней среды данного вуза. Одним из инструментов, позволяющих решить эту задачу является SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и благоприятных возможностей для вуза.

Например, в качестве приоритета своего стратегического развития вуз может избрать преобразование в высшее учебное заведение исследовательского инновационного типа, для которое характерны:

– проведение опережающих научных исследований, оказывающих определяющее влияние на содержание учебного процесса;

– инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза;

– активная деятельность на отечественном и международном рынках образовательных услуг и научной продукции.

После определения приоритетов развития вуза необходимо наметить пути их перевода в конкретные показатели, используемые при разработке стратегического плана по следующим базовым функциональным направлениям его деятельности:

– учебное (образовательное) – организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим образовательным программам и направлениям (в том числе осуществление дополнительного и непрерывного образования);

– научно-квалификационное – обеспечение профессионального роста ППС, подготовка докторов PhD, публикация научных трудов;

– научно-исследовательское – проведение научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ, актуальных для всего научно-образовательного сообщества страны и региона, имеющих значение для национальной и мировой науки;

– воспитательное – формирование и развитие личности обучаемого как носителя ценностей и традиций народа Казахстана;

– интеллектуальное – повышение интеллектуального уровня общества (местного сообщества);

– культурное – повышении уровня общей культуры, как выпускников вуза, так и местного сообщества в целом;

– «ресурсно-стратегическое» – участие вуза в создании «стратегического национального запаса» высококвалифицированных специалистов, то есть в формировании интеллектуальной элиты страны (региона);

– финансово-экономическое – обеспечение финансовых возможностей и материально-технической базы для осуществления деятельности вуза [1].

Выводы

Разработка стратегии развития вуза следует осуществлять на основе принципов: непрерывности образования; непрерывных инноваций; диверсификации; синергии; приближения образовательных услуг к потребителям; управления качеством; формирования портфеля научно-образовательных продуктов (услуг) на основе стратегического анализа.

В основе стратегии высшего учебного заведения должно лежать оптимальное сочетание образования и рыночных отношений. При этом в стратегии вузов должны преобладать современные образовательные парадигмы.

Вузы должны: быть инновационно активными; обеспечивать опережающее образование и всеобщее качество всех сторон своей деятельности; быть студентоориентированными; развивать стратегическое партнерство.

Вуз, стремящийся стать элитным, должен ставить амбициозные цели и последовательно их реализовывать, создавая для этого:

– материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки, техники и технологий;

– оптимальные условия для развития способностей студентов в режиме опережающего образования;

– критическую массу профессионально одаренных преподавателей – личностей, объединенных вокруг миссии и целей развития вуза.