Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Agrotechnological Ryazan State University named after P.A. Kostychev

Кризис современного правосознания зашел так далеко, что его неопределенность ставит в тупик и замешательство всех мыслящих людей планеты. Ясно одно, что без христианского осмысления понять причины такого явления невозможно.

Западный либерализм не может удовлетворить современного человека в условиях ХХ! Века. Развитие его началось с утверждением так называемых «негативных прав» индивида: свободы от вмешательства в жизнь гражданина властей в вопросах свободы совести, стиля жизни, собственности, вкуса, намерений деловой активности.

Дальнейшее его развитие вылилось в требование так называемых позитивных прав в самых разных областях жизни, которые оказались несбалансированными обязанностями, вытекающими из этих прав и сопровождались недооценкой важных нравственных ценностей. Это привело к деградации семьи, росту преступности, порнографии и т.д.

Сегодня с развитием техники возникают новые фундаментальные этические проблемы, связанные с генной инженерией, исследованием стволовых клеток, имплантацией эмбрионов, клонированием человека, вынашиванием и рождение детей «на заказ» и прочие. И все эти проблемы возникли в «секулярном» мире Запада, которые очень быстро проникают в Россию, где не сформировалось целостное устойчивое мировоззрение.

Кроме того, благодаря Интернету человеческий ум насыщается информацией по самым разным темам, поступающей со всего мира, а потребители этой информации не в состоянии понять ценность фактов, теорий, философские и религиозные системы, о которых они узнают.

Это усложняет понимание источников подлинного знания, способствующим истинному познанию мира.

Усложняет понимание мира и его моральных ценностей и постмодернистский плюрализм, который отрицает одну объективную Истину, в результате чего каждый человек живет по своей истине

При рассмотрении этого вопроса необходимо обратится к богатейшей российской традиции. Так, Н.О. Лосский писал: «Замечательно, что даже наиболее выдающиеся русские позитивисты Лавров и Михайловский в своих работах отстаивали единство теоретической истины с такой истиной, как «Правдивость» Таким образом, они полностью признавали значение нравственного опыта. Вот почему русские мыслители встретили в штыки учение о борьбе за существование как фактор эволюции. Такая концепция эволюции отвергалась не только Михайловским, Кропоткиным, Данилевским, Чичериным, но даже материалистом Чернышевским.

А отец Василий Зиньковский говорил, что в развитии философской мысли мораль, нравственность, духовность играют особую важную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Особенно ярко духовно-нравственная сторона проявлялась в периоды кризиса правосознания, который неоднократно присутствовал в истории человечества. В древнем мире этот кризис начался в великом римском государстве с разложением религиозности, а затем захватил семейную жизнь и правосознание. Это был период длительной и трагической смуты, восстаний и гражданских войн, которые подточили его духовные и государственные устои настолько, что народы, вторгшиеся с севера, уничтожили некогда великую империю.

Спасение и обновление правосознания и правопорядка пришло в то время от Христианства.

Миру было дано учение Христа, новое Откровение и новый Духовный опыт, по которому было предназначено заложить основы Новой культуры и Нового мира. Христианство обращалось к глубочайшим источникам человеческого духа, не давая людям никакого учение о праве, правосознании, государстве, политике и т.д. Христианская религия учила человека новому отношению к Богу и к людям. Она призывала его к живому единению с Божеством в целостной, беззаветной любви к Богу и человеку. Христианство учило, что Божественное выше человеческого и духовное выше материального и земного. Но Божественное не противостоит человеку в недосягаемом удалении-оно таинственно вселяется в человеческую душу, одухотворяет ее и заставляет искать подлинного совершенства на всех земных путях.

Это религиозное настроение вносило в общение людей и в процесс общественной организации дух нового христианского правосознания. Оно учило человека ставить не только духовное выше материального, но и подчинять личное, как начало своекорыстия, гордости, посягания, сверхличному, как началу качества, достоинства и совершенства. Этим правосознание прикреплялось к своим благородным первоосновам: к достоинству, самообладанию и дружелюбной общительности. Всюду, где действительно расцветала полнота любви, она порождала совместное доброжелательство, примиряющую справедливость, жертвенную щедрость, самообуздание и скромность. Человек должен подавить в себе беспредметное честолюбие, жадность, вражду и ненависть.

Человеческое правосознание рассматривало все эти влечения как греховные, и благодаря этому человек понял, что право есть начало Мира и Братства. Оно приучало его не видеть в подчиненности ненавистного бремени и в тоже время воспринимать власть как великое бремя ответственности и служения. Христианство давало людям мерило совершенства и этим учило их отличать лучших людей от худших. Оно указало людям, чему должен служить правитель, какова высшая цель государства, и тем самым определяло, кто именно призван стать во главе государства.

Христианство своим религиозным светом осмысливало и облагораживало дело права и государства, а через утверждение в человеческой душе любви и совести вдохновляло правосознание и это было его опорой

Но постепенно люди охладели к духовному опыту и укрепились в доверии к рассудку, к естествознанию и технике. Этот кризис захватил и правосознание человека. Побеждал дух скептицизма, релятивизма и нигилизма. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, все стало условным и относительным. Надвигалась эпоха духовного нигилизма и продажности.

В ХIХ веке в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с положительным правом и не хотела слышать о естественном, т.е. верном, идеальном совестном праве. Таким образом, расцвету формальной юриспруденции соответствовало разлагающееся правосознание.

Человек же со здравым правосознанием старается прежде всего отодвинуть в сторону свой личный интерес и понять смысл закона так, как его преподносил законодатель. Необходимо было увидеть и понять цель закона законодателя в определенную историческую эпоху и увидеть высшее и подлинное значение социальной справедливости, которая бы исходила из здорового христианского правосознания. Надо было понять, что естественному правосознанию соответствует то, что в области нравственного права есть Совесть. Надо было научиться извлекать из каждого закона то, что в нем верно и справедливо. Надо сделать так, чтобы дух владел буквой и чтобы буква не заедала дух.

В каждом законе надо уметь найти то, что может одобрить правовая совесть человека и быть его руководящим началом. Естественное правосознание, подобно совести, присуще в большей или меньшей степени каждому человеку «от природы». И то, что она дает и открывает человеку, есть-иногда смутное, иногда очень отчетливое-представление о лучшем праве, о духовно-верном и справедливом распределении прав среди людей и, главное, о той объективной цели, которой служат право, государство и суд.

Право есть священная ценность и значение его определяется тем способом духовного бытия, который присущ земному человеку от природы.

Естественное правосознание должно показать людям, что они связаны друг с другом правовою взаимностью, в силу которой-мои права питаются в жизни чужими обязанностями и запретами, а сам я должен исполнять свои обязанности для того, чтобы не нарушать права других людей.

Таким образом, положительное право должно быть освещено естественным, христиански воспитательным правосознанием. А это привело бы к обновлению всего социального и политического строя современного государства.

Преодоление того духовного кризиса, который ныне переживает человечество, не может быть достигнуто и не будет осуществлено одними

«внешними» и «формальными» реформами. Дело не только в новых учреждениях и законах, дело в обновлении правосознания через духовно-нравственное воспитание на всех ступенях человеческой жизни

Мы должны научиться свободе. Ибо свобода не есть удобство жизни или приятности и наслаждения, но претрудное задание, с которым надо внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не упасть самому. Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели.

Почему это так актуально сегодня в эпоху глобализации и кризиса земной цивилизации Причина этого в ярко выраженном антагонизме природы и созданной человеком техносферы. Индустриальная цивилизация лишь за 150–200 лет своего существования привела мир на грань ресурсной катастрофы. Об этом говорил директор Курчатовского института на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию 24 июня 2015 г. М.В. Ковальчук. Он указал на восстановление естественного самосогласованного ресурсооборота, своеобразного обмена веществ природы, нарушенного сегодняшними технологиями, которые базируются на узкоспециализированной модели науки и на отраслевой технологии, не входящие в гармоническую жизнь природы.

Сегодня уже 70 % мировых исследований определяют науки-связки-биохимия, биофизика, геофизика и даже нейроэкономика. Нанотехнологии на атомарном уровне стерли грани между живым и неживым, между органическим природным миром и неорганическим. Уже подошли к управлению сознанием и телом человека!

Актуальнейшая задача-включить технологии в естественный природный ресурсооборот на базе интегрированной междисциплинарной науки и междисциплинарного образования

Что касается социально-гуманитарных наук, то эта проблема первостепенной важности. Воспитание и образование может строится на базе синергии Веры и Знания, которая только и может дать единое целостное мировоззрение, без которого нет абсолютно никакой ясности в перспективе сохранения и развития жизни на планете Земля.