Преодолев долгий путь от плановой экономики и встав на путь рыночной – Российской Федерации необходимо изыскать возможности интегрироваться в мировое экономическое сообщество, столь богатое своим рынком инноваций.
В настоящее время развитые страны, понимая важную роль инноваций, позволяющую занимать лидирующие позиции в конкурентной борьбе на мировых товарных рынках и снятия «сливок» с внедренных технологий, всячески поддерживают инновационные процессы на политическом уровне. Новые инновационные технологии, состоящие из передовых знаний, составляют до 80 % прироста ВВП.
В сравнении с вкладом развитых стран, объем инновационных открытий, поставляемых Россией на мировой инновационный рынок несравнимо низок. Даже те инновации, которые в той или иной мере принято считать «доморощенными», на самом деле являются «привозными» с наложением на них внутренних особенностей российского потребительского рынка.
К сожалению, темпы роста научно-технической деятельности в нашей стране имеют ориентацию к снижению. Вклад российской инновационной продукции в мировую «копилку» инноваций составляет порядка 0,3 % и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению, в то время как доля США составляет 36 % а Японии – 30 %.
Если в ближайшем будущем наше государство не изменит ориентиры в отношении существующих проблем развития инноваций в стране, не займется разработкой программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования и не создаст систему реализации данных программ, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий.
Основным источником дохода России является его сырьевой запас. По мнению авторов, дальнейшее развитие в данном направлении утопично. Необходимо разрабатывать и осуществлять попытки использования реализации доходов от несырьевых видов деятельности государства. Панацеей для этого должен являться инновационный путь развития со своими особенностями и приоритетными направлениями. Анализ государственной политики развитых стран наглядно показывает, что правительствами этих стран определены приоритеты в отношении поддержки малого инновационного бизнеса.
Какие-то попытки в направлении развития малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере проделывает Министерство Промышленности и Науки Российской Федерации. В России на текущий момент работают порядка 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных технопарков, инжиниринговых и консалтинговых компаний. И их число неуклонно растет.
Ситуация осложнена тем, что действующие предприятия своими силами решают вопрос финансирования своей инновационной деятельности, в то время как реализация инновационных проектов государственного значения должна быть поддержана государством и представлять собой новый механизм инновационной политики страны.
Планируемая финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала.
Особо важной задачей является установка правильного баланса между различными стадиями инновационного процесса даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России:
Переход на инновационную модель развития является необходимой стратегической задачей, которая позволит за период менее десяти лет выйти из состояния стагнации производства и насытить рынок конкурентоспособной продукцией.