Системный подход к менеджменту качества [2, 7, 8, 13, 17, 22, 24, 26] предполагает рассмотрение понятия «качество», также методов управления им как целостной системы, связанной с внешними акторами, к примеру, с потребителями, конкурентами и иными [4, 5].
При этом ГОСТ [1], как и предыдущие стандарты серии ISO 9000 выделяет ключевые системные единицы управления. В частности: стратегию и политику компании; менеджмент ресурсов; менеджмент процессов; мониторинг, измерение, анализ и изучение; улучшение, инновации и обучение. Сторонние акторы имеют ожидания, требования и потребности, а также характеризуются степенью удовлетворенности [3, 9, 10, 19, 18, 20, 23].
Системный подход к менеджменту качества относится не столько к конечному продукту и его техническим компонентам, сколько к организационному процессу, начиная со стратегии развития и заканчивая обучением персонала [6, 11, 14]. Иными словами, управление производством строится на компонентах менеджмента качества, содержательная характеристика которых определяет вектор развития компании и ее отдельных продуктов [12, 16, 25]. При этом, выбор уровня качества определяет стратегию развития предприятия, подбор персонала, исходя из требований к компетенциям и должностных обязанностей, внедряемые инновации, а также количество и качество закупаемых ресурсов [15]. Отметим, что мониторинг, измерение, анализ и изучение качества продукции и качества на всех производственных этапах происходит вне зависимости от выбранной стратегии. Однако таковая стратегия определяет непосредственно вектор указанного набора действий. В частности, глубину проводимого мониторинга и изучения качества продукции [21].
Управление производством на основе системного подхода к менеджменту качества – не просто формальное изменение, а кардинальный пересмотр философского базиса и принципов производственного процесса.