Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Использование русско-осетинских параллелей в практике обучения русскому языку общепринято. Однако ряд языковых явлений (здесь имеем в виду синтаксических), имеющих аналоги в родном языке учащихся-осетин, усваиваются на уроках русского языка раньше и ко времени изучения в курсе осетинского языка уже бывают знакомы учащимся. Это дает основание для использования русско-осетинских параллелей в обучении синтаксису осетинского языка. Однако, следует отметить, что статус сравнительно-сопоставительного метода при этом должен находиться в прямой зависимости от таких важных факторов учебного процесса, как содержание изучаемого материала, уровень знаний учащихся по русскому и осетинскому языкам, возрастные особенности школьников и, несомненно, уровень владения осетинским и русским языками самим учителем. Умелое сочетание перечисленных факторов значительно облегчит процесс изучения и усвоения синтаксического материала осетинского языка.

Значимость использования русско-осетинских параллелей в обучении осетинскому языку во многом определяется качественным подбором грамматического материала, от дидактических целеустановок которого зависит уровень сознательного усвоения учащимися-осетинами сущности синтаксических отношений в предложении. Поэтому все виды упражнений, используемых при этом, должны быть направлены на усвоение понятий в области синтаксиса. В связи с этим в качестве основных видов упражнений можно предложить:

1) упражнения-переводы;

2) упражнения по таблицам, включающим сопоставительный материал;

3) коммуникативные упражнения.

Умение переводить развивает мышление ученика, углубляет знания и тем самым расширяет сферу применения этих знаний. Значительному повышению уровня эффективности сравнительно-сопоставительного метода способствует прием наглядных средств: таблиц, схем и т.д. Одни из них, значительно сокращая словесную информацию, облегчают усвоение того или иного раздела, другие же – четким и удобным для сопоставления расположением сравниваемого материала способствуют повышению сознательного его усвоения. Более того, таблицы-схемы можно использовать для синтаксического конструирования, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся по осетинскому языку.

Таким образом, формы привлечения знаний учащихся-осетин по русскому языку на уроках осетинского языка различны. На наш взгляд, наиболее эффективными приемами являются: переводы с одного языка на другой, работа с грамматической терминологией, использование специальных таблиц, схем и чертежей.