Эволюция животных происходит путем неравномерного роста и дифференциации, увеличения и усложнения строения, в том числе компактизации всего тела и отдельных органов. Сердечно-сосудистая система возникает у беспозвоночных, но достигает наиболее сложного строения у высших позвоночных, как и организм в целом. Плотное заполнение полости тела органами с сокращением расстояний прогона крови между ними повышает эффективность ее транспорта, что особенно характерно для экстраорганных артерий. Увеличение периферического сопротивления кровотоку (множество компактных органов с густыми сетями микрососудов) компенсируется ростом миокарда и мышечно-эластических комплексов в стенках крупных артерий. В венозном русле наблюдаются иные процессы. На фоне резкого снижения кровяного давления (движущей силы кровотока) потребность в продвижении крови к сердцу (транспортная функция) вступает в противоречие с нарастающим накоплением больших объемов тканевых жидкостей в дренируемых органах (емкостная функция). Иначе говоря, в условиях интенсивных роста органов и гистогенеза, продукции тканевой жидкости происходят утолщение стенок артерий с усложнением их строения, с одной стороны, и расширение вен с увеличением их числа, включая коллатерали, с другой стороны. Расширение вен с тонкими стенками в плотном окружении растущих органов сопровождается деформацией вен: под давлением органов артерии с их толстыми стенками инвагинируют в полости широких вен вместе с их тонкими стенками (точнее вены при расширении охватывают артерии – эпиболия). В результате первичные вены с тонкими, эндотелиальными стенками разделяются на вторичные вены (центральные транспортные каналы с магистральным кровотоком и утолщающимися стенками) и боковые карманы с притоками, где накапливается часть жидкости (коллатеральные емкости с очень тонкими стенками). Карманы продолжают расширяться и отделяются от вторичных вен с закладкой лимфатического русла. Таким образом, функциональный антагонизм в первичном венозном русле приводит к его структурной диссоциации с возникновением нового дренажного отдела сердечно-сосудистой системы и повышением эффективности транспорта крови.