XXI век – век глобализации требует новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для образовательных систем, призванных развитию человеческого капитала. Одной из приоритетных задач в реализации данного требования является повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных систем, в частности, системы общего среднего образования. В работе исследованы современные требования к педагогическим работниткам и пути формирования функциональной компетентности учителя – предметника в целом, учителя математики в частности. Показаны направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов и пути формирования функциональной грамотности учителей-предметников в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Введение. Сложные социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, требуют новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов – аналитиков, так как они должны по профессиональным качествам соответствовать и отвечать вызовам XXI века – века глобализации, быть способными работать с неопределенностью, осуществлять постановку проблемы, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегий, а в целом, быть способными принимать эффективные решения в особых, экстремальных условиях. Приоритетная миссия в реализации этих задач принадлежит системе образования. Образование, в целом, оказывает серьёзное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и безопасность.
Отечественное образовательное пространство невозможно представить без педагогических кадров. Именно педагогические кадры в «кольце ускорения» образования занимают наиболее ответственные и ключевые, т.е. «полюсные», позиции. От их потенциала, в первую очередь, зависит жизнеспособность всей образовательной системы. Другие звенья высшей школы косвенно связаны с целостной, непрерывной системой образования по расходящейся траектории. Считается, что ухудшение работ школ, педвузов, системы повышения квалификации педагогических кадров, являющихся непосредственным генерирующим фактором духовно-культурного воспроизводства общества, быстрее приводит к последовательному расстройству работы всей непрерывной системы образования. Поэтому система образования, и прежде всего, система среднего образования, нуждается в педагогах, способных эффективно решать проблемы по обеспечению качества образования в условиях быстро изменяющегося современного мира.
Цель, методы, результаты исследования
Цель современного общего среднего образования в условиях перехода к модели образования, ориентированного на результат, предусматривает обеспечение дальнейшего развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению в течение всей жизни, т.е. формированию функциональной грамотности.
Понятие функциональная грамотность впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, динамичном мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это определение хорошо согласуется с высказыванием А.А. Леонтьева «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В этой связи более важными становятся не конкретные знания и умения (которые довольно быстро устаревают или бездействуют), а некоторые «мета-умения», умения самостоятельно добывать новую для себя информацию, осваивать новые виды деятельности, т.е. способности к саморазвитию, самообразованию. Следовательно, структура образовательных результатов состоит из следующих компонентов: Предметные знания (обширные знания) + Метапредметные умения – компетенции (универсальные учебные действия (УУД)) + позиция, отношения (личностные). Универсальные учебные действия осуществляются через разворачивание и сворачивание учебной информации.
Современная образовательная парадигма строится по принципу: от передачи прошлого опыта – к формированию инструментария для видения будущего, т.е. образование сейчас выступает инструментом конструктивного будущего. От преподавания – к изучению, от монолога – к интерактивному взаимодействию, от формулы: учитель зн-ает чему учить, к формуле – ученик выбирает, чему учиться [8]; тем самым, меняется роль современного учителя. Он из информатора превращается в челенджера (оказывает поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, направляет их деятельность для самоанализа, развивает уроки, которые поддерживают другие стили обучения, обучает особенным активным стратегиям, предоставляет конструктивную обратную связь и.т.д) и фасилитатора (бросает вызов учащимся для использования навыков мышления высокого порядка и т.д.). Только учитель в роли фасилитатора и челенджера может, результативно используя активные стратегии обучения, организовать активную познавательную среду для учащихся, где каждый ученик может эффективно вовлекаться в процесс разрешения проблем при помощи обмена мнениями, требуемыми для решения и сбора знаний, формирования навыков для достижения данного решения.
Для эффективного выполнения основных функций современного педагога (гностическую, коммуникативную, проектирующую, конструктивную и организаторскую), педагог-профессионал должен обладать особыми педагогическими способностями (дидактическими, коммуникативными, проектными, организаторскими, академическими, суггестивными, перцептивными, экспрессивными, прикладными).
Для результативного осуществления профессиональной деятельности педагог должен постоянно развивать свои качества и способности, поднимаясь по ступеням профессионального становления: репродуктивный; адаптивный; моделирующий: локально-моделирующий; системно- моделирующее знание и поведение; системно – моделирующая деятельность и отношения. На моделирующем уровне педагог свободно оперирует приобретенными знаниями и методическими умениями.
Успешность профессионально-методической деятельности педагога непосредственно связана с качеством его педагогического мышления. Анализ работ по проблемам психологии мышления (Выготский Л.С., Гальперин П.Я. Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.), диалектики мышления (Шептулин А.П., и др.), развивающего обучения (Давыдов В.В., Кабанова – Меллер Е.Н., Эльконин Д.В. и др.), педагогической психологии (Анисимов О.С., Гоноболин Ф.Н., Брушлинский A.B, Беспалько В.П., Кузьмина Н.В. и др.), в частности, педагоги математики (Крутецкий B.A., Столяр A.A., Хинчин А.Я. и др.) позволили выделить следующие основные категории педагогического мышления учителя [6]: когнитивное мышление (связано с воспроизведением фактов или другого запоминающегося содержания из области педагогической деятельности (педагогическая память)); конвергентное мышление (связано с анализом интеграции сведений, фактов, приводящие к единственно ожидаемому результату); практическое (конкретно-действенное) мышление (доминирование способности материализовать педагогические идеи в своеобразные технологические конструкции); дивергентное мышление (связано с зарождением свежих, новых мыслей, идей или направлений, без которых труд педагога терял бы целеустремленность и результативность); диалектическое мышление (доминирование способности к диалектическим рассуждениям, делающие совершенным, превосходным и эффективным педагогическую деятельность); математическое мышление (доминирование логической связи в рассуждениях (лаконизм, четкая расчлененность хода рассуждения, точности)); логическое мышление (доминирование способности к доказательным рассуждениям, делающим завершенным, превосходным и совершенным педагогическую деятельность); исследовательское мышление (обусловлено такими качествами как проблемность, эвристичность, критичность, вероятность, оценочность, оперативность).
Целенаправленное развитие педагогом мыслительных операции основных категорий мышления в процессе своего профессионально-методического роста способствует ускорению перехода от низкого уровня готовности к современной профессиональной деятельности к более высокому – моделирующему, которое связано как с содержанием, так и методологией подготовки и самоподготовки педагога.
В целом, современные требования и социальный заказ общества на воспитание и развитие активной, творческой и самостоятельной, а в целом, функционально грамотной личности определяют особую актуальность педагогических исследований, ориентированных на разрешение этих проблем и внедрение результатов исследованиий непосредственно в процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Одним из приоритетных направлений решения проблемы по повышению функциональной компетентности учителей-предметников в РК является обновление содержания и реализация программы повышения квалификации педагогических кадров на базе высших учебных заведений, центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и региональных центров повышения квалификации АО НЦПК «Өрлеу», так как полноценно реализовать цель и задачи современной общей средней школы по формированию функциональной грамотности школьников могут только учителя, компетентные в решении данной проблемы, т.е. функционально компетентные педагоги.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода знаний, позволяющих им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. В компетентностном подходе особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода ([4],[5] и др) к обучению позволил составить представление о содержании понятий «компетенция» и связанного с ним понятия «компетентность».
Компетенция – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности (для решений различных проблем) в заданной предметной области; а готовность (способность) обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни и в профессиональной деятельностим для решения практических и теоретических задач (овладение совокупностью компетенций), называют компетентностью.
В рамках данного направления в 2014 году Центром педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальной школе «NIS» совместно с компанией «PEARSON» организованы курсы по подготовке тренеров по программе обучения учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан методом развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования «PISA». Под руководством специалистов АО НЦПК «Өрлеу» проведена активная работа по разработке типовых учебных программ курсов повышения квалификации педагогических работников: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», «Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» и «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».
Программы курсов разработаны в соответствии с Государственной программой развития образования РК на 2011–2020 годы [1], Национальным планом действий на 2012–2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников [2], Программой повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA.
Целью программы «Развитие функциональной граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» является развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA.
Задачами являются: вооружение слушателей теоретическими знаниями, закономерностями о целостной педагогической системе «Развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»; формирование практических умений по решению проблем коллаборативными методами и навыками составления примеров заданий в соответствии с требованиями PISA: развитие способностей по составлению и решению заданий программы PISA; способствование развитию умений интегрировать задания программы PISA в учебный план, применять стратегии активного обучения, стратегии по формативному и суммативному оцениванию компетенций учащихся для развития их познавательной деятельности.
Учет всех особенностей международной программы PISA, в целом, позволил нам разработать методическую систему по повышению квалификации учителей математики по программе «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», а также разработать банк тестовых заданий в формате PISA, ориентированных на формирование и развитие функциональной математической грамотности учащихся.
Педагогическая система: «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» состоит из двух основных компонентов: дидактические задачи (цели, содержание, структура программы PISA; типы заданий международного исследования PISA; компоненты математической грамотности; стратегии активного обучения и стратегии по формативному и суммативному оцениванию компетенций учащихся) и технология подготовки (автивные стратегии, методы, средства и формы).
Смену состояния системы определяет дидактический процесс, который состоит из следующих компонентов [6]:
ДП = М + ПД + У,
где ДП – дидактический процесс; М – мотив; ПД – познавательная деятельность и У – управление. Познавательная деятельность состоит из следующих компонентов:
ПД = ООД + ИД + КонД + КорД,
где ООПД – ориентировочная основа познавательной деятельности; ИД – исполнительская деятельность; КонД – контрольная деятельность и КорД – корректирующая деятельность. Соблюдение этих закономерностей и надлежащее методическое обеспечение ООД, достижение полноты в единстве всех указанных компонентов способствуют созданию активной познавательной среды по изучению вопросов развития функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA: по изучению целей, задач и содержания международной программы ««PISA»; по усвоению понятийного аппарата, необходимого для глубокого осмысления процесса по формированию у учащихся функциональной математической грамотности; по анализу типовых математических заданий «PISA»; по привитию навыков составления характеристики текстов заданий в соответствии с требованиями PISA; составлению заданий на математическую грамотность в соответствии с требованиями PISA; по организации тренерской работы для развития у слушателей навыков общения с коллегами и фасилитации по совместному решению проблем; по актуализации и систематизации знаний для эффективной реализациии требований программы «PISA» по двум аспектам: по коллаборативному решению проблем и по формированию функциональной математической грамотности учащихся.
Как показывает опыт, эфективное использованиет стратегии активного обучения формирует и развивает у слушателей навыки применения этих стратегий в своей практической деятельности.
Другое, не менее важное направление повышения функциональной компетенции учителей является приобщение их к исследовательской деятельности по формированию функциональной грамотности (по чтению, по математике и естествознанию) школьников. В этой связи нами была организована исследовательская работа по теме: «Научно- методические основы формирования и развития функциональной грамотности учащихся в условиях перехода к модели образования, ориентированного на результат».
Целью исследования была разработка и практическая апробация технологии формирования функциональной грамотности школьников, способствующая повышению качества знаний и уровня универсальных учебных умений учащихся и профессиональной компетентности педагога для достижения качества образования.
Эспериментальную базу исследования составили общеобразовательные школы, гимназии г. Актобе. В результате проведенной работы достигнуты определенные результаты в достижении цели ислледования, осуществлено методическое обеспечение учебного процесса как в школе, так и в ИПК ПР написаны (например, учебное пособие [7]) и методические рекомендации; обобщены работы творческии работающих учителей по данной программе; совершенствовано содержание материалов по программам курсов «Развитие функциональной грамотности (чтения, математической, естественно-научной) учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».
Таким образом, функционально компетентный учитель – это учитель, обладающий особым педагогическим мышлением (когнитивным, конвергентным, практическим, дивергентным, диалектическим, математическим, логическим и исследовательским) и способностями (дидактическими, коммуникативными, проектными, организаторскими, академическими, суггестивными, перцептивными, экспрессивными, прикладными), готовый оказать поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, умеющий направлять их деятельность для самоанализа, развивать уроки, которые поддерживают другие направления обучения, обучать особенным стратегиям активного учения, предоставлять конструктивную обратную связь.