Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Различные стороны процесса профессионального самоопределения молодежи неоднократно рассматривались в трудах известных российских и зарубежных ученых.

В зарубежной психологии близкое к понятию «самоопределение» понятие личностной идентичности рассматривалось в работах Э. Эриксона и др. Некоторые зарубежные учены, в частности, А. Адлер связывают понятие «самоопределение» со стремлением личности к самосовершенствованию. Проблема профессионального развития личности исследовалась такими известными российскими учеными в области психология труда как В.А. Бодров, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников и др. Таким образом, к настоящему времени в современной педагогике определены и широко используются такие понятия как «профессиональное становление», «личностно-профессиональное становление», «профессиональное развитие» [1, с. 27].

В структуре профессионального самоопределения можно выделить ряд элементов, таких как ценностно-мотивационный, обусловленный ценностной ориентацией студентов при выборе профессии; когнитивный, содержащий не только профессиональные знания, но и представления о различных профессиях и профессионально важных качествах.

В современном мире существует огромное многообразие различных профессий и порой студенту очень сложно понять, правильный ли выбор он для себя сделал или нет. Проведенное ранее исследование степени сформированности профессиональной идентичности студентов, обучающихся в Финансовом университете по направлению подготовки «Управление персоналом» с помощью теста А.А. Азбеля и А.Г. Грецовой, показало, что только у 35 % студентов второго курса наблюдается сформированная профессиональная идентичность. С помощью критерия Хи-квадрат был выполнен анализ существенности различий в ответах респондентов двух учебных групп, который показал, что между ответами респондентов по оценке собственной профессиональной идентичности существенные различия отсутствуют, с уровнем значимости р = 0,05. Данные результаты являются эмпирическим доказательством необходимости целенаправленной работы по профессиональному самоопределению студентов.

Изучение проблем профессионального самоопределения актуально не только для России. Результаты ряда зарубежных исследований наглядно показывают, что проблемы в сфере профессиональной идентификации наблюдаются и за рубежом. Исследование M. Куиджперс, Ф. Мейерс, которое было проведено на 3499 учащихся и 166 учителях в 226 классах 34 школ, наглядно демонстрирует, что европейское профессиональное образование сталкивается с проблемами грамотной подготовки специалистов [2]. По мнению Е.Ю. Пряжниковой, это может быть связано с отсутствием у учащихся старших классов представлений о будущей профессии, с недостаточной внутренней мотивации, что приводит к не вполне обдуманному выбору будущей специальности и во многих случаях – к тому, что студенты бросают учебу [3, с. 114].

Одним из значимых элементов работы по профессиональному становлению является учебная практика, поэтому нами и была начато изучение ее влияния на процесс профессионального самоопределения и становления наших студентов [4].

В качестве объекта исследования были выбраны студенты двух московских университетов: Московского государственного университета им. Ломоносова факультета «Высшая Школа Бизнеса» и Московского университета геодезии и картографии факультета «Экономики и Управления Территориями».

В начале исследования были сформулированы следующие гипотезы исследования:

● учебная практика оказывает значительное влияние на процесс самоопределения студентов;

● студенты положительно оценивают влияние учебной практики на профессиональное самоопределение и развитие;

● учебная практика оказывает существенное влияние на формирование профессиональных компетенций студентов.

В исследовании использовались такие методы как анкетный опрос, сравнение, критерий Хи-квадрат, критерий Стьюдента.

При разработке программы опроса был выполнен расчет объема выборки, который бы обеспечил уровень достоверности P = 95 %. Расчеты показали, что для обеспечения необходимого уровня значимости результатов следовало опростить по 277 человек в каждом университете. К сожалению, было опрошено всего лишь 47 человек.

Первый аспект исследования заключался в определении того, что или кто оказал (-о) наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов.

Анализ показал, что наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов оказали их личные предпочтения и притязания (45,6 % от выборочной совокупности). Весомое влияние на выбор опрошенных оказало мнение родителей (23,9 % от выборочной совокупности), престижность профессии (10 %), собственные способности и склонности (8,7 %). Практические не оказывали влияния на профессиональный выбор мнения друзей, учителей и имеющаяся информация о профессии. Причем, с помощью критерия Стьюдента в ответах студентов обоих вузов не было выявлено статистически значимых различий (р = 0,05).

В ходе социологического опроса респондентам предлагалось также оценить, насколько они уже определились со своей будущей профессией. Исследование показало, что подавляющее большинство студентов всё ещё находятся в процессе профессиональной самоидентификации (78 %) и лишь 18 % опрошенных считают, что уже сделали свой профессиональный выбор. Статистически значимых различий в ответах студентов обоих университетов с помощью критерия Хи-квадрат (р = 0,05) также выявлено не было.

Были изучены потребности студентов в дополнительной информации о будущей профессии. 67,8 % респондентов отметили, что они нуждаются в получении дополнительной информации о будущей профессии. Более детальный анализ показал, что 60,8 % студентов обоих университетов в качестве основного источника информации о будущей профессии рассматривают стажировки в профильных организациях. Для 26,09 % студентов источником информации о профессии являются тренинги, мастер-классы, проводимые практикующими специалистами. Статистически значимых различий в ответах студентов двух вузов также выявлено не было.

Результаты опроса позволили выявить очень серьезную проблему: ошибочный выбор профессии. Парадоксально, но факт: 57 % среди опрошенных студентов МГУ и 44 % среди опрошенных студентов МИИГАиК жалеют о выборе профессии. Причем, некоторые студенты смогли убедиться в этом благодаря прохождению учебной практики.

Результаты опроса показали, что 100 % студентов МИИГАиК и 89,4 % студентов МГУ положительно оценили полезность прохождения учебной практики в организациях для понимания своей будущей профессии и профессионального самоопределения, Более половины опрошенных студентов МГУ отметили, что их представления о будущей профессии в ходе прохождения учебной практики расширились, у 13 % опрошенных после прохождения практики представления о будущей профессии кардинально изменились, 30 % респондентов отметили, что их представления подтвердились или не изменились, и только один респондент отметил, что полностью разочаровался в профессии в результате прохождения практики.

К сожалению, среди участвующих в опросе студентов МИИГАиК только 20 % проходили практики, но несмотря на это статистически значимых различий в ответах респондетов обеих выборок выявлено не было.

Исследование также предполагало выяснение вопроса, кем видят себя в процессе прохождения учебной практики респонденты.

Интересными, по нашему мнению, являются результаты оценки респондентами своей профессиональной роли в процессе прохождения учебной практики. Большинство студентов достаточно адекватно оценили уровень своей профессиональной подготовки: 54 % студентов из обеих выборок считают, что будут ценными членами коллектива, 43 % опрошенных студентов МГУ и 27 % студентов МИИГАиК ожидают, что будут выполнять несложные поручения во время прохождения практики. Никто из опрошенных в МИИГАиК не видит себя «неумехой» во время прохождения практики, а в МГУ так ответил только 1 студент. Можно сделать вывод о высокой самооценке студентами собственного уровня профессиональной подготовки.

Обобщая результаты опроса можно отметить, что студенты указывают на значительное влияние учебной практики на самые разные стороны их личности. В частности, студенты подтверждают, что учебная практика способствует самопознанию личности студента (более 65 % опрошенных), влияет на самовоспитание студентов (79 %). Учебная практика способствует формированию и развитию таких качеств как коммуникационные навыки (72,3 %), дисциплинированность и ответственность (72 %), развивает уверенность в себе (42,6 %). С помощью критерия Хи-квадрат и критерия Стьюдента была установлена однородность ответов респондентов при ответах на вопросы анкеты.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Процесс профессионального выбора и профессионального самоопределения является одной из важных проблем современных студентов, поскольку 78 % студентов находятся в процессе профессионального самоопределения, т.е. у студентов не сформировано представление об их будущей профессии, и они полны сомнений, а 68 % респондентов отметили, что нуждаются в дополнительной информации о своей профессии.

2. Гипотеза о влиянии учебной практики на профессиональный выбор и профессиональное самоопределение студентов подтвердилась. Практически все опрошенные студенты вне зависимости от их учебного заведения отметили важность прохождения практики и её влияние на самоопределение. Студенты, прошедшие практику, отмечали, что практика изменила их отношение к профессии и расширила знания в их области. Особенно ценным в прохождении практики, по мнению студентов, является возможность попробовать себя в выбранной профессии, понять, какие знания и навыки необходимы им в будущей профессии, а также возможность оценить собственные возможности.

Для осуществления полноценного профессионального выбора учебные заведения должны оказывать помощь, организуя учебные практики, мастер-классы, стажировки в организациях. По этой причине возрастает роль вуза в профориентации студентов.

3. С целью уменьшения ошибок профессионального выбора, школам и службам занятости следует больше внимания уделять профориентации старшеклассников, организации практики. Поскольку благодаря учебной практике возрастает информированность молодежи о профессии, возможно, следует включить в образовательную программу обязательное прохождение учебной практики в старших классах.

4. Ошибки в выборе профессии, несформированность представлений о будущей профессии у современных студентов являются дополнительными причинами низкой заинтересованности студентов в учебе, изучении дополнительной литературы, выполнения заданий.