Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Возведение любого крупного объекта, независимо от его целевого предназначения – сложнейшее и многогранное мероприятие. Инвесторы при осуществлении строительства привлекают сторонние организации, которые в последующем представляют его интересы на всем протяжении реализации проектов. Такие организации профессионально решают любые вопросы технического и юридического уровня и зачастую являются техническими заказчиками.

В терминологии Градостроительного кодекса РФ технический заказчик сегодня это «Физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом».

Для объективного понимания значимости технического заказчика в строительстве более подробно остановимся на функциях, которые на него возложены. По словам представителей службы технического заказчика, их основная задача заключается:

● в сборе и подготовке исходно-разрешительных документов;

● сопровождении процесса проектирования;

● проведении экспертизы проектов;

● получении разрешений на строительство;

● ведения технического надзора строительства;

● ввода объектов в эксплуатацию.

Учитывая интересы каждого, технический заказчик берет на себя ответственность за то, чтобы объект был сдан вовремя в соответствии с проектом и со всеми строительными нормами и правилами.

На технического заказчика возлагается большая ответственность за эффективным управлением строительным процессом. Данная организация играет важную роль организатора, который осуществляет взаимодействие между всеми участниками строительства, инвесторами (заказчиками), проектировщиками, подрядчиками и согласующими инстанциями, с целью достижения соответствия объекта строительства его технико-экономических и технико-эксплуатационных качеств, предусмотренных проектными и нормативными требованиями. Ее же обязанностью является строительный контроль, предполагающий обеспечение высокого качества строительства при соблюдении тех сроков, которые прописаны в проекте.

Индивидуальными компетенциями работников технических служб в первую очередь являются, представленные на рис. 1.

Эти компетенции необходимы, для ведения бухгалтерских, оперативных и статистических учётов, для подготовки и использования площадки строительства и контроля за ходом строительства.

Представители компании РОСАТОМ разделили данные компетенции по стадиям жизненного цикла проекта (рис. 2).

pic_6.wmf

Рис. 1

pic_7.tif

Рис. 2

Помимо компетентности хороший эксперт, по версии Госстроя России, должен обладать еще целым рядом качеств. Основными из них являются способности:

● решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;

● выявлять неочевидные проблемы;

● угадывать решение без его обоснования;

● предсказывать или предчувствовать будущее решение;

● противостоять мнениям большинства или общепринятым авторитетам;

● рассматривать проблему с разных точек зрения.

К сожалению сегодня практика показывает, что большинство компаний, предлагающих свои услуги технического заказчика, не соответствуют вышеперечисленным компетенциям и качествам, что приводит к низкому качеству строительства. Сегодня работа заказчиков сводится к поиску инвестиций, обеспечению своевременных расчетов за выполненные работы. И закономерно, что заказчик и подрядчик уступают друг другу: первый должным образом не спрашивает за качество, а второй не предъявляет претензий за несвоевременную оплату выполненных работ.

Взаимные уступки приводят к различным негативным последствиям в деятельности участников строительного процесса. С этим мириться дальше преступно. Что необходимо делать?

● Дополнительное профессиональное образование.

● Переподготовка и повышение квалификации.

● Второе высшее образование.

● MBA.

План развития:

● Разработать требования к составлению и разработке программ обучения.

● Разработать единую программу обучения.

● Разработать типовые отраслевые методические рекомендации по формированию структуры подразделений, выполняющих функции технического заказчика.