Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

С 2011 года медицинские вузы России перешли на обучение студентов по федеральным государственным стандартам 3 поколения (ФГОС ВПО). Этот стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при выполнении основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям (Лечебное дело, Педиатрия и др.). Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде компетенций – общекультурных и профессиональных.

Для достижения необходимого уровня медицинского образования, обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи населению необходимо рациональное сочетание фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-медиков к профессиональной деятельности и жизни в потоке постоянно растущей информации, а также создание предпосылок и условий для непрерывного профессионального самообразования. В системе медицинского образования большая роль принадлежит, на наш взгляд, его подсистеме – химической подготовке будущих врачей, так как:

– человек представляет собой сложную «химическую лабораторию», в которой протекают реакции разного типа, поэтому одной из важнейших задач химического образования медиков является изучение закономерностей протекания химических реакций в живом организме;

– химическая подготовка студентов медицинского вуза играет социальную роль, т.к. такие проблемы, как загрязнения окружающей среды, техногенные катастрофы, производство удобрений, пестицидов, влияние на организм человека отравляющих веществ, наркотиков, алкоголя являются одновременно медицинскими;

– изучение химии включает постоянное установление причинно-следственных связей (что увеличивает развивающий потенциал этой дисциплины), решение химических задач с медико-биологической направленностью, изучение сущности химических процессов, протекающих в биосистемах. Все это позволяет развивать логическое мышление как основу клинического, способствует повышению интеллекта студентов.

Важность химического образования студентов-медиков обусловлена также активным развитием молекулярной медицины, нанохимии, современных методов исследования, диагностики, лечения.

Поэтому одной из актуальных задач высшего медицинского образования является преемственное формирование системных химических знаний и умений, обеспечивающих создание у студента целостной картины химического компонента в медицинском образовании и возможности его использования в профессиональной деятельности.

В медицинском вузе студенты изучают общую, биоорганическую, биологическую химию, а также клиническую биохимию. Знания студентами комплекса химических наук в их преемственности и взаимосвязи дают большую возможность, широкий простор в исследовании и практическом использовании различных явлений, свойств и закономерностей, способствуют развитию личности. Специфическими особенностями изучения химических дисциплин в медицинском вузе, по нашему мнению, являются:

– взаимозависимость между целями медицинского образования и химической подготовки в его структуре;

– универсальность и фундаментальность данных курсов;

– особенность построения их содержания в зависимости от характера и общих целей подготовки врача и его специализации;

– единство изучения химических объектов на микро- и макроуровнях с раскрытием разных форм их химической организации как единой системы и проявляемых ею разных функций (химических, биологических, биохимических, физиологических и др.) в зависимости от их природы, среды и условий;

– зависимость методологического, эвристического, прогностического, мировоззренческого потенциала фундаментальных химических знаний от уровня их системности и структурной организации;

– зависимость дидактических и профессиональных ценностей от связи химических знаний и умений с реальной действительностью и практикой, в том числе медицинской, в системе «общество – природа – производство – человек», обусловленных неограниченными возможностями химии в создании синтетических материалов и их значением в медицине, развитием нанохимии, биохимии, медицинской генетики, а также в решении экологических и многих других глобальных проблем человечества.

Анализ новых образовательных стандартов позволяет сформулировать следующие главные изменения в химической подготовке студентов медицинского вуза:

1. Курсы общей и биоорганической химии объединены в единый курс «химия», изучение которого предусмотрено в математическом, естественнонаучном цикле; трудоемкость цикла находится в пределах 83–93 зачетных единицы, а трудоемкость дисциплины «химия» составляет всего три зачетные единицы (» 3,5 %), что автоматически отменяет итоговый контроль усвоения знаний и умений в виде экзамена.

2. Количество аудиторного учебного времени на изучение химии резко сокращено: до 2011 года в стандарте второго поколения выделялось 126 аудиторных часов на освоение общей химии и 72 часа – биоорганической химии, а после введения ФГОС ВПО – 72 аудиторных часа на объединенный курс химии.

Введение ФГОС ВПО привело к серьезным изменениям в химическом образовании в системе медицинского, породило серьезные проблемы и противоречия, разрешить которые возможно при разработке компетентностного подхода к целевой химической подготовке студентов-медиков для формирования у них профессиональных компетенций.

Одним из путей реализации качественной химической подготовки студентов медицинского вуза мы видим в разработке на основе интегративно-модульного подхода как модернизированного основного курса «Химия», так и вариативного курса «Физико-химические основы современных методов исследования в медицине» в качестве дополнения к основному.

Предложенные нами модули содержания курсов химии объединяют в себе наиболее важные для медицины темы и связанные с ними биохимические, медико-профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение – всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления для понимания процессов жизнедеятельности организма человека, методов исследования. Межпредметные связи, являясь механизмом интеграции, обеспечивают взаимосвязь химических дисциплин как с предметами естественнонаучного теоретического блока, так и с общественно-гуманитарным циклом, а также с клиникой и медицинской практикой, тем самым активно участвуя в реализации принципов непрерывности и преемственности в процессе химической подготовки будущих врачей, в формировании у них общекультурных и профессиональных компетенций. Мы считаем также приоритетным направлением работы формирование у студентов навыков самостоятельных видов деятельности через систему разнохарактерных и разноуровневых заданий с активным использованием компьютеризации учебного процесса, внедрения активных и интерактивных методов обучения (метод проблемного познания; «кейс-метод», который заключается в разборе и анализе в учебной обстановке конкретных жизненных, медико-производственных, эколого-валеологических проблем, в которых широко задействована химия).