Кто время выиграл – всё выиграл в итоге.
Мольер
На фоне стремительного усложнения профессиональной деятельности стоматологов процесс приобретения знаний начал занимать значительную и возрастающую потребность. Знания – единственная сила, необходимая для приобретения профессионального и общекультурного статуса с точки зрения объективных потребностей общества. В условиях трансформации медицинского образования и попытки «запихнуть» в голову больше, чем она способна переварить за известный промежуток времени, ведет к негативным последствиям – перегрузкам учащихся и педагогов, низкой эффективности обучения. Отпугивающая многих трудность изучения и вызванный недостаток знаний приводит к снижению интеллектуального потенциала будущего специалиста.
Новые технологии в образовании должны значительно увеличить скорость восприятия, понимания и глубокого усвоения знаний, необходимых в условиях нового витка цивилизационного развития в третьем тысячелетии. Научно обоснованные подходы и стремление к реконструкции восприятия информации для облегчения её приёма повысит скорость и точность действий. Творческая переработка идей когнитивной эргономики и приспособление их к особенностям восприятия информации студентами может приобрести фантастическую точность. Чтобы успешно решить поставленную задачу при изучении гистологии, в частности проблемных стоматологических вопросов был использован эргономический подход (В. Параджанов, 2007; З.А. Воронцова, 2013) Обычное текстовое представление материала имеет грамматическую структуру и зрительно воспринимается как бесструктурное «серое пятно». Роджер Паркер, специалист по полиграфическому дизайну пишет: «Серое пространство (на книжной странице) – это текст. Ещё до того как вы начнете читать, само текстовое поле уже предупреждает вас, что предстоит некоторая работа. Каким бы легким ни казался вам процесс чтения, работа с серым пространством всегда требует значительных умственных усилий». Никакой подсказки о смысловой структуре серая страница не обнаруживает, только после трудоемкого сукцессионного анализа грамматических конструкций, мысленного логического фрагментирования возникает понимание их содержания. В графическом представлении текст представляет логические зрительно-смысловые зоны – некую архитектурную конструкцию, в которой все предсказуемо. Систематизация учебного материала и логический стержень улучшает восприятие и закрепление сложного учебного материала. Станадартизация графических фигур делает всю картину узнаваемой и предсказуемой (В. Параджанов, 2007).
Нейробиолог Вадим Гредер пишет: «Наше мышление основано в первую очередь на зрительном восприятии». Регуляторные системы организма человека не могли бы выполнять свою функцию, если бы не было соблюдено единственное решающее условие – информация из вне. Именно органы чувств предоставляют ее, а нервная система является источником наибольшего количества информации, причем её максимальное восприятие мозгом осуществляется через орган зрения, сенсорный аппарат которого представляет нервный центр экранного типа. Система «глаз-мозг» имеет безграничные возможности и многие из них не используются. Поэтому восприятие тормозится, замедляется темп обучения и страдает мыслительная деятельность.
Арабский мыслитель Абу Мухамед Али по прозвищу Ибн Хазм еще в XI веке писал: «Глаз – верный разведчик души и её проводник, ведущий на верный путь, и блестящее зеркало, которым воспринимает она сущность вещей, улавливает свойства и познает ощущения».
Современная нейробиология подтверждает высказывание греческого философа Гераклита из Эфеса (около 540–480 гг. до н.э.) который заметил: «То, чему нас учат зрение и слух, я ценю выше всего». Далее он отметит: «Глаза – более точные свидетели, чем уши»
«Медленно дух возбуждается тем, что воспринято слухом. Быстро познанье того, что очи верные зрят» – писал Квинт Гораций Флакк.
Действительно, потенциал органа зрения намного выше, учитывая нейральное происхождение и сенсорный аппарат, представляющий трехчленную нейронную цепь как морффункциональную единицу нервной системы – это первичночувствующий орган, что отличает его от органа слуха – вторичночувствующего с сенсоэпителиальным источником восприятия.
Таким образом, представление учебной информации в зрительной форме имеет преимущество перед звуковой. Методика преподавания на кафедре гистологии способствует развитию мышления, продлевая зрительный эффект восприятия с помощью зарисовки структур при микроcкопировании объектов, что обеспечивает более высокую скорость понимания на основе симультанного режима, индуцирующего развитие стратегической интеллектуальной инициативы.
Легко воспринятая информация позволит с необыкновенной интеллектуальной легкостью перейти к эргономичной форме выполнения задачи, для повышения производительности мозга с минимизацией трудозатрат учащегося. Графические приемы гарантированно улучшают усвоение и наглядность учебного материала пособий, помогут быстро и легко впитать востребуемый для гистолога огромный массив знаний с максимальной экономией мыслительных усилий. С этих позиций, учебная информация как электронная, так и печатная должна легко восприниматься зрительно, чтобы удовлетворять требованиям образовательного процесса без интеллектуальных затруднений. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов осуществима при устранении нерациональных трудозатрат и перегрузки.
Эргономический подход развивает культуру мышления, учит идентифицировать главное и второстепенное, выявлять структуру мысли и улучшать взаимопонимание.
Страницу следует не писать, а проектировать, превращая в красивое и удобное архитектурное произведение, с учетом эргономических правил для отображения реальной информации (В. Параджанов 1997, 2007; З.А. Воронцова 2013).
Учебники должны быть привлекательными. Таковыми они становятся только тогда, когда представляют науку в наиболее ясном и доступном виде.
Иоганн Вольфганг Гете