Рецензенты: А.Г. Кислов, доктор философских наук, профессор, директор института социологии и права ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»; Т.П. Днепрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
В пособии рассмотрены теоретико-методологические вопросы реализации новой образовательной парадигмы в совокупности компетентностного, деятельностного и технологического подходов; представлены инновационные технологии в методических разработках на примере гуманитарных дисциплин, реализованные в образовательном процессе университета.
Пособие состоит из введения, двух частей, списка библиографических ссылок и списка рекомендуемой литературы к каждой части, приложения. В ведении обоснована актуальность данного учебно-методического пособия и особенность авторского подхода, состоящая в реализации замысла, чтобы почитаемые классики стали читаемыми (в противовес «почитаемые нечитаемые»). В первой части поставлены теоретико-методологические вопросы диалектики традиций и инноваций в образовании, соотношения обучения и развития личности, дано авторское обоснование императива современной дидактики – перехода от традиций инновациям. Во второй части описана практика инноваций как совместно-разделенная деятельность «преподаватель – студент» в современных дидактических технологиях. Представленные технологии сопровождаются теорией вопроса и методикой их исполнения. Это дидактические проекты в высшем образовании: «Поэт и народ» («Реквием» А.А. Ахматовой); «Все счастливые семьи похожи друг на друга…»?; «Английская ментальность и язык в процессе познания истории и культуры Великобритании» (на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»); а также дидактическая технология незавершенного рассказа (В. Набоков «Бритва», О. Генри «Чародейные хлебцы»). Описано использование технологии Э. Боно «Шесть шляп мышления» (Можно ли улучшить результативность своего мышления?) на примере «Крейцеровой сонаты» и «Послесловия» Л.Н. Толстого. Материал пособия обогащен примерами использования в высшем гуманитарном образовании кейс-технологии – «Патриотизм – это духовная сила? Рабское подчинение?»; «Мы вместе. Крым наш!»; «Народная мудрость в пословицах и поговорках, российская ментальность». Представлена мало известная технология SWOT-анализ, которая реализуется в решении проблемы «Интеграция отечественного и европейского образования. Болонская декларация (1999).
Автор, вслед за И. Бродским, обеспокоена мыслью: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно», поэтому адресует свое учебно-методическое пособие студентам, магистрантам, аспирантам, вузовским преподавателям и тем, кто решает проблемы использования инновационных технологий в образовании для того, чтобы отдельный человек и мир стали лучше.