Учебное пособие содержит материал, дающий представление о проблемах обучения орфографии младших школьников, о психолого-дидактических аспектах организации личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников с нарушениями речи, предлагается диагностический инструментарий для выявления предпосылок дизорфографии.
Современная модернизация образования нацелена на обеспечение адекватных условий обучения и воспитания всем категориям обучающихся. В последние десятилетия в большинстве стран мира, и наша страна не является исключением, увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Причины школьных трудностей детей связаны с ухудшением состояния здоровья родителей и детей, неблагоприятной экологией, наркоманией, алкоголизмом, неблагополучной наследственностью, ускорением ритма жизни, ухудшением в ряде стран, в том числе и в России, условий жизни большинства населения. Проблема стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в общеобразовательной школе рассматривается организация коррекционно-развивающей работы с целью помощи таким детям. Решение данной проблемы в условиях личностно ориентированного обучения возможно при построении образовательного и воспитательного процесса на основе индивидуального подхода, использовании рекомендуемых ФГОС технологий здоровьесбережения.
В настоящее время предъявляются высокие требования к коммуникативным умениям человека, которые предполагают овладение не только устными формами связной речи, но и формирование у детей навыков письменной речи. В связи с этим актуальным направлением коррекционно-развивающей работы является разработка новых педагогических технологий, позволяющих не только преодолеть данные нарушения, но и стимулирующих развитие у школьников языковых способностей.
Значимость задачи совершенствования письменной речи во многом связана с тем, что в последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся, письмо которых изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. Нарушение формирования орфографического навыка письма обусловливает трудности в овладении программой по русскому языку, низкое качество письменной речи, отрицательно сказывается на успеваемости детей по другим школьным предметам и может служить причиной не только школьной, но, в дальнейшем, и социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе.
Комплексный подход к диагностике дизорфографии у школьников предполагает использование современных технологий из области коррекционной педагогики и смежных с ней наук: специальной психологии, нейрофизиологии, лингвистики и психолингвистики. Он позволяет реализовывать интегративную коррекционную работу, которая опирается на дифференциально-диагностическую оценку недостаточности развития ребенка, базируется на личностно-ориентированной педагогической стратегии, учитывающей индивидуальные предпочтения учащегося в способах усвоения языкового учебного материала, и стиле учебной деятельности, что в значительной мере отлично от общепринятой педагогической стратегии педагога.
В пособии раскрываются лингвометодические основы обучения орфографической грамотности младших школьников, рассматриваются особенности овладения орфографией младшими школьниками с речевыми нарушениями, отмечаются значение когнитивных характеристик младших школьников при осуществлении личностно ориентированного обучения, предлагается методика выявления предпосылок дизорфографии.
Особое внимание уделено организации и методам и приемам личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников с речевыми нарушениями.
Пособие адресовано студентам педагогических факультетов высших педагогических учебных заведений для подготовки к работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В качестве дополнительного пособия предназначено студентам обучающимся по направлению 050700.62 – «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) по профилю подготовки «Логопедия» в рамках курсов «Логопедия», «Логопедические технологии», «Методика развития речи», «Дети с нарушением речи в современной образовательной среде» и др.
Оно также будет полезно логопедам общеобразовательных и специальных школ; учителям начальных классов и преподавателям русского языка; студентам дефектологических факультетов; логопедам дошкольных учреждений (для осуществления преемственности в коррещионной работе); практическим психологам школьных учреждений; родителям детей, у которых обнаружились трудности овладения письмом, для организации систематических домашних занятий.