В любом государстве на современном этапе развития социально-экономического положения, устойчивости государства, морального состояния общества, инженерной защиты окружающей среды и др., актуальным считается степень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека (БЖД). Решение проблем безопасности, которые возникли в результате антропоцентризма, техноцентризма, возможно в экономически индустриальных странах с высоким интеллектуальным потенциалом. Проблемы безопасности человека могут быть разрешены в обществе высокой нравственности на основе четкой системы образования – от начальной школы до системы переподготовки кадров.
Постановка проблемы. Цель образования в области БЖД является вооружить будущих выпускников высших учебных заведений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека, идентификации опасностей техногенного и природного происхождения в повседневных и чрезвычайных ситуациях, возможного участия в работе по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Таким образом, целью лекций является познание сложных взаимосвязей человеческого организма и среды обитания; формирование у студентов четкого понимания источников возникновения конкретной опасности, а также устойчивых знаний методов и средств ее минимизации; изучение звеньев системы «человек–машина–среда»; формирование навыков научно-технического мышления и творческого применения полученных знаний в будущей инженерной деятельности.
После изучения дисциплины студент готов к решению следующих учебно-профессиональных задач, относящихся к общенаучной, инструментальной, социально-личностной, общекультурной и профессиональной компетентности:
● основные положения науки БЖД;
● современное состояние и негативные факторы техносферы;
● профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
● последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации;
● принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в т.ч. в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
● требования охраны труда на предприятиях отрасли;
● разработку мероприятий по защите работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
● правовые нормативно-технические и организационные основы БЖД.
Методический уровень изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям. Учебно-методический комплекс (УМК) в 2-х частях составлен с учетом требований учебных стандартов по дисциплине «БЖД» и направлен на выполнение самостоятельной творческой проработки важнейших её разделов, в целях углублённого понимания теоретических положений в данной области науки для формирования мировоззрения будущих специалистов в области инженерно-технических специальностей.
УМК 1 часть содержит цели и задачи преподавания дисциплины, организационно-методические указания, порядок выполнения реферативного задания, расширенное описание лекционных занятий, 18 практических работ по курсу «БЖД».
Представленная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает такие разделы и темы, каждая из которых включает рассмотрение многих вопросов:
Раздел 1. Теоретические основы БЖД. Введение. Опасность. Теория риска. Модель деятельности человека с точки зрения БЖД. Физиологические характеристики человека. Негативные факторы техносферы. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Эргономические основы БЖД. Психологические аспекты БЖД.
Раздел 2. Природные аспекты БЖД. Биосфера и человек. Структура биосферы. Глобальные проблемы окружающей среды. Экология и здоровье человека. Экологическое право как отрасль российского права.
Раздел 3. БЖД в производственных условиях. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Параметры микроклимата производственной среды. Физиологическое действие метеорологических условий на человека. Производственное освещение. Воздействие и гигиеническое нормирование механических колебаний (вибрации, шума, инфразвука, ультразвука) на человека. Электромагнитные поля и излучения (ЭМП). Ионизирующие излучения. Вредные вещества. Электрический ток. Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды. Безопасная эксплуатация паровых и водогрейных котлов. Пожароопасность как фактор производственной среды. Сочетанное действие негативных факторов на человека. Средства индивидуальной защиты.
Раздел 4. БЖД в условиях ЧС. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. ЧС природного происхождения. Виды ЧС антропогенного характера. Виды ЧС техногенного характера. Чрезвычайные ситуации военного времени. ЧС биологического характера. ЧС социального характера. Устойчивость промышленных объектов. Назначение и задачи гражданской обороны. Гражданская оборона на объектах экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Медицинские средства оказания первой помощи пострадавшим. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД. Система управления охраной труда. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности.
Раздел 6. Безопасность и экологичность в специальных условиях. Особенности обеспечения безопасных условий труда в отраслях экономики.
Первостепенная функция практических занятий – организация и проведение отработки учебного материала, и формирование у студентов деятельностных компетенций по решению творческих задач на практике, самостоятельного приобретения знаний и умений. В каждой практической работе представлены цель работы и основные положения; основные понятия, представленные в работе для наиболее полного понимания материала. Имеется иллюстрационный материал. Также представлены методические указания, включающие формулы, таблицы, схемы и прочее, что обязательно используется в ходе работы.
Приведенные материалы могут быть использованы студентами для самостоятельной работы. Учебное пособие содержит вопросы для самопроверки в каждой рассматриваемой теме, что даёт возможность аналитической работе с информацией из различных источников.
УМК предназначен для преподавателей, студентов всех специальностей, всех форм обучения и слушателей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий. УМК может быть рекомендовано студентам, изучающие курсы «БЖД», «БЖД в ЧС», «Опасные природные процессы», «Защита населения», «Охрана труда», «ОБЖД».
Предлагаемое учебное издание составлено с учетом требований учебных стандартов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и результативно было применено автором на практике в течении 16 лет. Данное пособие прошло апробацию в Дальневосточном федеральном университете и современным образовательным технологиям.
Методическая концепция дисциплины отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по БЖД.
Степень соответствия содержания учебного издания примерной учебной программе, требованиям квалификационной характеристики выпускника согласно ГОС ВПО по данной основной образовательной программе – соответствует.
Отличие рукописи от имеющейся литературы, степень ее преемственности – Преемственность проявляется в виде общего дидактического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность, осознанность.