Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

На современном этапе развития индустриального общества проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности не потеряла своей актуальности, как и в предыдущий период времени. Общество осознало, что дальнейшее развитие человечества и техническое усложнение производства требуют от любого человека более высокого уровня знаний и ответственности для обеспечения жизнедеятельности. Таким образом, возникает потребность в организации целенаправленности постоянного обучения населения основным принципам безопасного поведения в системе «Человек – среда обитания – машина» для уменьшения негативного воздействия, например человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.

Данные вопросы имеют высокое значение для России в настоящее время, так как страна находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально–экономические и политические связи и отношения. В обществе трансформируются подходы к обеспечению безопасности (коллективной, экономической, информационной, национальной и др.), что позволяет по–новому анализировать место и роль России в современном мире.

Постановка проблемы. В соответствии с основополагающими правовыми основами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в частности Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», в программу обучения многих специальностей была внедрена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Цель образования в области БЖД является вооружить будущих выпускников высших учебных заведений теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека, идентификации опасностей техногенного и природного происхождения в повседневных и чрезвычайных ситуациях, возможного участия в работе по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Задачи дисциплины: познание сложных взаимосвязей человеческого организма и среды обитания; формирование у студентов четкого понимания источников возникновения конкретной опасности, а также устойчивых знаний методов и средств ее минимизации; изучение звеньев системы «человек–машина–среда»; формирование навыков научно-технического мышления и творческого применения полученных знаний в будущей инженерной деятельности.

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

– основные положения науки о безопасности жизнедеятельности;

– современное состояние и негативные факторы техносферы;

– принципы обеспечения комфортности и безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

– последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации;

– средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;

– требования охраны труда на предприятиях отрасли;

– разработку мероприятий по защите работающих и населения в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– правовые нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

– тенденции изменения экологической обстановки.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

– применять теоретические знания к решению практических задач;

– пользоваться справочными материалами;

– проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях;

– контролировать параметры микроклимата производственных помещений;

– сопоставлять уровни негативных факторов с критериями безопасности;

– проверять соответствие оборудования требованиям безопасности перед началом его эксплуатации;

– принимать правильные решения при дефиците времени и информации в аварийных ситуациях, во время катастроф и стихийных бедствий.

Методический уровень изложения материала, соответствия его современным образовательным технологиям. Учебно-методический комплекс (УМК) в 2-х частях составлен с учетом требований учебных стандартов по дисциплине БЖД и направлен на выполнение самостоятельной творческой проработки важнейших её разделов, в целях углублённого понимания теоретических положений в данной области науки для формирования мировоззрения будущих специалистов в области инженерно-технических специальностей. Методическая концепция дисциплины отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по БЖД. Степень соответствия содержания учебного издания примерной учебной программе, требованиям квалификационной характеристики выпускника согласно ГОС ВПО по данной основной образовательной программе – соответствует.

Во вторую часть учебно-методического комплекса включены: примерная тематика семинарских занятий с вопросами для дискуссии, расчетные задания к семинарам, примерная тематика курсовых работ, темы рефератов, примерные темы учебно-исследовательских работ студентов, вопросы для экзамена (зачета), педагогические тестовые материалы для проверки знаний студентов, требования к оформлению контрольной работы для студентов, варианты контрольных работ (в количестве 20 вариантов), кроссворды, основные термины и понятия безопасности жизнедеятельности, учебно-методическое обеспечение дисциплины, основные нормативные и правовые акты в области БЖД. Общие требования; приложения.

Достоинством УМК являются контрольные тесты, которые охватывают многие разделы и темы курса, и основаны на обязательном минимуме требований. Представлена следующая тематика тестового контроля в различных вариантах: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Опасность», «Теория риска», «Природные аспекты БЖД», «Пожарная опасность твердых веществ и материалов», «Электрический ток и его воздействие на организм человека», «Воздействие негативных факторов на человека», «Профилактика неблагоприятного воздействия микроклимата», «Чрезвычайные ситуации. Основные понятия. Классификация и критерии чрезвычайных ситуаций», «Контроль и управление качеством окружающей среды», «Экспертиза и контроль экологичности и безопасности».

Актуальной для образовательного учреждения является задача внедрения научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс, поэтому во вторую часть УМК включены примерные темы учебно-исследовательских работ студентов. Учебно-исследовательская работа в учебное время выполняется по специально разработанным заданиям под руководством преподавателя-руководителя с целью привития студентом навыков выполнения теоретических исследований и более глубокого овладения знаниями по учебной дисциплине. Особое место в этой работе занимают составление алгоритмов, граф-структур, опорных сигналов, кроссвордов, оформление статей, презентаций, участие в конкурсах и конференциях различного характера, способствующие подготовке будущих специалистов к творческой деятельности.

В целях актуализации познавательного интереса и формирования интереса к дисциплине студентам предлагается как решение кроссворда, а также и его составление. Актуализация познавательных интересов с использованием кроссвордов и научно-исследовательской работы студентов являются научным направлением, требующим повышенного внимания и различных методов педагогического исследования.

Особое внимание уделено семинарским занятиям, закрепляющие знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки, поэтому во второй части приведена обширная тематика семинарских занятий, а также расчётные задания к семинарам. Представлена следующая тематика: Природные аспекты БЖД. Антропогенные воздействия на биосферу; Чрезвычайные ситуации природного характера, Воздействие отраслей экономики на окружающую среду. Проблемы и методы очистки промышленных стоков и выбросов; Аварии и катастрофы техногенного характера.