Учебное пособие состоит из теоретической части и программ тренингов, предполагающих развитие инновационно значимых компетенций педагогов.
В теоретической части представлено разработанное авторами понятие инновационной компетентности педагога. В данном издании оно представлено психическим образованием «инновационная готовность» и описанным авторами впервые психологическим феноменом «профессиональная креативность».
Инновационная готовность представлена как психическое и психосоциальное образование, определяющее отношение человека к реальности (предметной и социальной), установку вырабатывать новые концепты, способы поведения и взаимодействия, психологическую готовность реализовать инновационное поведение.
В структуре инновационной готовности авторы выделяют шесть качеств, характеризующих как мышление / сознание, так и личностную организацию субъекта. Это Свобода как возможность преодоления всех форм и видов детерминации активности личности; Инициативность и инициатива как готовность и опережение личностью внешних требований; Ответственность как гарантирование личностью достижения результата инновационного процесса при заданном самой личностью уровне сложности и времени достижения; Отношение к ситуации неопределенности как необходимой и полезной; Взаимодействие как способность действовать в команде, соотносить свои действия и интересы с интересами других участников процесса; Вариативность в работе с информацией как открытость для нового и принятие множественности вариантов решения проблемы.
Ключевой идеей авторов является выделение в структуре направленности инновационной деятельности двух взаимосвязанных блоков: предметно-деятельностного, ориентированного на создание нового объекта-продукта, и социально-психологического, обеспечивающего эффективное взаимодействие с другими людьми в рамках инновационного процесса. На этой идее базируется программа тренинга инновационной готовности. Для анализа результатов тренинга предложена к использованию методика диагностики инновационной готовности.
Программа тренинга профессиональной креативности педагога предполагает достижение высокого уровня результатов взаимодействия педагога с обучающимися – как в предметном / межпредметном, так и в социальном планах в целях развития инновационных компетенций школьников. Помимо упражнений на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления, тренинг содержит анализ педагогических ситуаций с учетом содержания преподаваемого предмета и задания на создание учебных упражнений для обучающихся и коммуникативных технологий создания развивающей образовательной среды.
Подготовлено в рамках реализации проекта «Разработка, применение и экспертиза психологических технологий развития инновационных профессионально-личностных качеств студентов и педагогов в педагогическом вузе» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева (2012–2016 гг.) при поддержке Министерства образования и науки РФ.
Учебное пособие адресовано прежде всего профессиональным психологам-тренерам, для ознакомления с психологическими основами инновационной педагогической деятельности – педагогам и руководителям образовательных организаций, студентам направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».