Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Учебное пособие впервые в российской и мировой науке представляет результаты системного анализа динамики социальных представлений (социального сознания) дошкольников, репрезентированных в фактах речи и языка в русскоязычной городской среде второй половины XX – начала XXI века.

Читатель обнаружит данные, позволяющие уточнить или даже пересмотреть известные концепции социальности дошкольников, их возможности обрабатывать и использовать социальную информацию.

Учебное пособие содержит теоретическую часть и практикум.

Теоретическая часть представлена обзором новейших зарубежных и российских исследований социальных представлений, включая детские возрасты, анализ методов, применяемых в авторских экспериментальных исследованиях. Показана связь социального мышления / сознания и речи как субсистемы социальной коммуникации. Представлена авторская психологическая концепция формы речи – интегратора и репрезентанта социальных представлений. Описана мотивационная структура социальных взаимодействий, выявленная автором по результатам эмпирического исследования 7200 единиц речи. В психологию сознания, полагает автор, требуется ввести «антропный принцип» в «сильном» варианте: содержание сознания человека является производным от социальной значимости объектов реальности, в том числе артефактов.

В практической части учебного пособия предложены методы реконструкции социальных представлений и целостной структуры социального сознания по фактам речи и языка в их дифференциации, с одной стороны, и интеграции, с другой стороны. Представлены результаты анализа социальной информации в речевых и языковых структурах высказываний дошкольников. Сделаны выводы интегративного характера о том, какие задачи решает психика ребенка в процессе его взаимодействия с социальным окружением: от распознавания и базовой категоризации информации как социальной/несоциальной до развития спектра оснований социальных предпочтений на основе структур образов социальных субъектов и речевой и языковой рефлексии, в том числе с целью адаптации конфликтующих структур социального сознания коммуникантов.

Учебное пособие содержит уникальную систему вопросов и заданий для развития профессиональных компетенций студентов, слушателей – как в соотнесении с требованиями ФГОС ВО по направлениям «Психология», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и Профессиональным стандартом педагога, так и в аспекте опережающей подготовки. Предполагаются индивидуальные полевые исследования, групповая аналитическая работа, создание научных продуктов, разработка содержания коррекционных мероприятий в отношении речевой коммуникации взрослых с детьми и социальных представлений детей, создающих для них социальные риски и риски психического развития.

Предназначено для организации практической деятельности студентов в преподавании дисциплин «Социальная психология детства», «Социальная (онто)психолингвистика», «Современные методы социально-психологических исследований» и других.

Подготовлено в рамках реализации проекта «Разработка, применение и экспертиза психологических технологий развития инновационных профессионально-личностных качеств студентов и педагогов в педагогическом вузе» Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева (2012–2016 гг.) при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Адресовано психологам, филологам, педагогам – преподавателям высшей школы, педагогических колледжей, студентам бакалавриата и магистратуры, слушателям программ переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», аспирантам программ «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология развития», других программ.

В 2015 году учебное пособие получит свое развитие: будет дополнено анализом структуры социальных представлений / целостной структуры социального сознания младших школьников и выводами о его динамике в детских возрастах – от младшего дошкольного (3–4 года) до младшего школьного (7–10 лет), согласно принятой в России возрастной периодизации.