Самоопределение – абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. Самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни [1].
Технология самоопределения учащегося, представленная автором как приложение к Основной образовательной программе школы (в качестве элемента системы индивидуализации образовательного пространства), представляет собой модель самопроектирования или проектного самоисследования учащегося на всех уровнях школьного образования [2]. Данная технология разработана и реализуется в проекте «Создание организационно-педагогических условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений» [3].
Дорожная карта образовательных траекторий (так называется технология) представляет собой подробную картину личностных выборов – вариантов самоопределения и самореализации личности (область мотивации и конкретизации её личностных и метапредметных результатов). Выбирая точки сборки – занятия, интересы, дело для души и духа, достижения и окружения, ученик сначала формирует образ Я – позицию: ядро личности (принципы), ценности, мировоззрение. Этот образ он намерен воплощать в основных перспективах самореализации (место – куда уходит время жизни): физическое и психическое здоровье, семья, дело как способ реализации и развития способностей, дело для реализации и развития таланта, отдых как время для рефлексии. Так он делает предположение себя – «самопроектирую, самообразуюсь». Исходные, планируемые на текущий год и фактические результаты по окончанию года ученик фиксирует в бланках портфолио.
Бланк ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) фиксирует отправные точки (точки сборки). Они являются ключевыми пунктами самоопределения и самореализации личности, образуя её Путь и обосновывая образовательную траекторию. ИОТ определяет вектор – направленность личности, персональный путь реализации личностного потенциала, свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования. Индивидуальная образовательная траектория, собственно, образовывает личность. Формирование понятийного аппарата и навыки самопроектирования в образовательной модели школы происходят, прежде всего, в процессе обучения по сквозному курсу «Я – система в системе мира», на классных часах, во время консультаций психологов [4].
Профессиональная социализация – часть процесса социализации. Наёмный труд или профессиональный труд предпринимателя занимают большую часть времени жизни человека. Счастье и здоровье человека зависят от того, насколько правильный для себя выбор профессиональной траектории будет сделан. Сопровождение процесса социализации невозможно планировать фрагментарно: начальная школа, отдельно – основная школа и т.д. Поэтому все бланки портфолио выдаются родителям первоклассников полностью – для того, чтобы
а) родители представляли системно образовательный процесс, направленный на самоопределение и самореализацию их ребёнка;
б) для возможности своевременно удовлетворять запросы родителей и учеников на информирование, консультации, разрешение спорных моментов.
Таким образом, каждый желающий родитель и ученик становится активным участником исследования и эксперимента. Для того, чтобы стадия профессионального самоопределения прошла успешно, чтобы формирующаяся личность определилась с выбором профессии, профессиональные намерения должны формироваться осознанно на протяжении всего школьного возраста. Отслеживая по дорожной карте образовательных траекторий ежегодно свои интересы, изучая способности и пробуя себя в разной деятельности, к выпускному классу у личности вырисовывается направление главного дела жизни – профессии. Так, выбор дальнейшего образования, места его получения, факультета и специальности формируется осознанно.