В условиях решения задач инновационного развития формирование таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни требует учета индивидуальных потребностей учащихся. Дистанционные образовательные технологии позволяют оказывать образовательные услуги с учетом выявленных проблем учащихся, например, потребность в дополнительной работе с учебными материалами, пропуски занятий по состоянию здоровья или из-за выездов на спортивные сборы и другие.
Эффективность дистанционного учебного процесса определяется качеством подготовки образовательной среды и готовностью тьютора к взаимодействию с участниками процесса.
Создать такие условия позволяет организационно-методическое обеспечение деятельности тьютора, пакет документов для его самостоятельной работы и самоподготовки.
На конкурс предлагается органайзер тьютора дистанционного обучения, совокупность электронных документов разного формата, которые помогут тьютору при организации и проведении дистанционного учебного процесса в единой информационно-образовательной среде системы дистанционного обучения Blackboard, а также гипертекстовый файл – навигатор, система ссылок на данные документы.
Целевое назначение органайзера – помочь систематизировать информацию и оптимизировать работу тьютора по подготовке и проведению дистанционного учебного процесса.
В состав органайзера вошли: – информационное обеспечение;
– описания технологий работы тьютора на каждом из перечисленных этапов; а также описания технологий работы с соответствующими средствами системы дистанционного обучения Blackboard.
Таким образом, навигатор органайзера содержит следующую последовательность ссылок:
1. Нормативные документы. Документы, которые определяют направление инновационной работы тьютора дистанционного обучения.
2. Перечень рабочих педагогических ситуаций использования дистанционных образовательных технологий. Список ситуаций, в которых могут возникнуть сложности при оказании образовательных услуг. На основе педагогических ситуаций выстраивается индивидуальный маршрут обучения для ученика.
Перечень формируется из часто встречающихся ситуаций, в настоящий момент к ним относят:
■ обеспечение учебного процесса в малокомплектной школе;
■ обеспечение вариативности профильного обучения;
■ обеспечение учебного процесса в условии отсутствия педагога-предметника;
■ подготовка к ЕГЭ (ГИА);
■ выровнять уровень подготовки учащихся;
■ организация дополнительной самостоятельной работы учащихся с пройденным материалом;
■ организация дополнительных занятий или обеспечение индивидуального обучения, в случае невозможности посещать школу по состоянию здоровья или из-за выездов на спортивные сборы;
■ организация дополнительной самостоятельной работы учащихся для углубленного изучения содержания предмета;
■ и др.
3. Подготовка ресурса к учебному процессу. Рекомендованная последовательность работы и список необходимых настроек для подготовки электронного ресурса к учебному процессу.
4. Инструменты работы тьютора в системе дистанционного обучения Blackboard. Описание правил работы с инструментами для наполнения и настройки информационно-образовательной среды.
5. Создание расписания. Описание технологии создании расписания с иллюстрациями.
6. Инструменты сетевой системы для создания Расписания. Иллюстрированный справочник соответствующих инструментов системы дистанционного обучения Blackboard.
7. Подготовка электронного журнала. Описание технологии формирования структуры журнала и его настройки с иллюстрациями.
8. Работа с журналом. Описание технологии фиксирования результатов работы учащихся в рамках различных контрольных мероприятий.
9. Результаты учебного процесса. Описание технологии сбора результатов обучения и подготовки отчетных документов.
10. Добавление новых материалов. Описание технологии добавления страниц учебника и материалов практических заданий.
11. Добавление тестовых заданий. Описание технологии создания тестов.
12. Словарь терминов. Ключевые слова и их определения.
Органайзер при решении конкретных задач дистанционного обучения может модифицироваться самим тьютором. Являясь автором индивидуальных учебных траекторий учащихся, тьютор, сохраняя целостность органайзера, может изменять и дополнять его разделы, учитывая сформулированные задачи обучения, личные потребности и опыт коллег.