Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Представленные методические рекомендации [1] содержат новый подход к экономическому моделированию. Экономическую модель предлагается считать не только формализованным описанием различных экономических процессов и явлений, но и способом генерации планово-аналитических инструментов, выработки оптимальных решений и управления массивом переменных данных экономической системы. Такое новое толкование экономических моделей очень актуально, так как открывает широкие возможности по совершенствованию планово-аналитических инструментов, нахождению резервов для повышения эффективности процесса создания и сбыта продукции, повышения её конкурентоспособности. Разработан способ управления множеством переменных данных потребительских показателей продукции для их оптимизации с учётом временных и пространственных параметров. Методологические основы способа могут широко использоваться предприятиями различных отраслей промышленности. Однако преимущественной областью применения является использование его для управления множеством переменных данных в целях оптимизации целевой функции, себестоимости и качественных показателей сложных технических систем, а также показателей их позиционирования на рынках, так как при их планировании наиболее сложно добиться согласованной оптимизации данных по множеству потребительских параметров, особенно с учётом ситуационного изменения спроса, и существующие до сих пор планово-аналитические инструменты эту задачу не могли решить достаточно эффективно.

Сущность нового способа генерации планово-аналитических инструментов заключается в формировании новых баз данных, новых этапов, стадий и соответствующих им операций моделирования процесса управления данными, заключающихся в формировании: СУБД, объектно-реляционных моделей, динамических рядов массива опорных данных плана, многомерных моделей множества данных, продуктово-рыночного плана и блока его стратегий, стратегических программ с выходными данными продуктового предложения фирмы на перспективу, составленных на основе матриц многоцелевой оптимизации, а также в создании машины ситуационной корректировки в виде матриц множественной оптимизации, выведенных на интерактивный дисплей для ситуационной корректировки выходных данных стратегической программы развития и получения выходных данных показателей предложения продукции в текущем периоде.

Способ управления множеством переменных данных потребительских показателей продукции основан на моделировании процесса, состоящего из 6 этапов.

Первый этап характеризует способ формирования баз данных для осуществления планов и программ по продукции. Он включает несколько стадий по формированию баз данных для планирования ассортиментного предложения фирмы, её делового окружения, стратегий хозяйствования, временных и качественных параметров предложения различных видов продукции, а также множества взаимосвязанных данных по позиционированию продукта на рынке.

Второй этап состоит из параллельно-последовательного осуществления стадий построения объектно-реляционных СУБД для планирования делового окружения фирмы; долгосрочных и текущих стратегий продуктового плана фирмы; ассортиментных показателей продуктового плана фирмы; временных параметров продуктового плана фирмы; показателей плана по качеству продукции; показателей позиционирования продукции на рынках с учётом временных и пространственных параметров.

На третьем этапе осуществляется формирование динамических рядов опорных данных продуктового плана с учётом временных и пространственных ориентиров, а именно: динамических рядов опорных данных плана о рынках, деловом окружении фирмы; об эффективности фирмы и стратегиях её развития; опорных данных плана по показателям ТН, ТА, по временным параметрам продуктового плана; по показателям качества и целевой функции продукции, а также о множестве опорных данных плана о показателях спроса на продукцию.

Четвёртый этап заключается в формировании ситуационно-стратегического плана продуктового развития фирмы, который определяет СЗХ и деловое окружение фирмы; продуктово-рыночные стратегии ситуационно-стратегического плана развития фирмы; стратегии ассортиментного предложения фирмы; временные стратегии предложения продукции; стратегии по качеству и целевой функции продукции; стратегии позиционирования продукции в конкретных СЗХ локальных рынков.

На пятом этапе происходит формирование множества данных стратегической программы предложения продукции с учётом временных и пространственных параметров на основе построения матриц множественной оптимизации, а именно: ассортиментного множества данных стратегической программы предложения продукции, множества данных временных параметров и множества данных качественных параметров стратегической программы предложения продукции, а также синергетического множества объёмных, качественных, ценовых данных стратегической программы предложения продукции.

На шестом этапе осуществляется ситуационная корректировка данных потребительских показателей продукции путём использования матриц множественной оптимизации, выведенных на интерактивный дисплей. Для этого последовательно выполняются стадии по ситуационной корректировке данных широты, глубины и состава ТА; ситуационной корректировке множества данных временных параметров предложения продукции; ситуационной корректировке множества данных показателей качества, целевой функции продукции; ситуационной совокупной корректировки множества качественных, объёмных, ценовых данных показателей предложения продукции.

Предложенная модель управления множеством переменных данных является объектно-субъектной, социально-ориентированной, реализует комплексный, системный подходы, характеризует отношение между элементами внутри системы, а следовательно, является объектно-реляционной. Кроме того, процессы и взаимосвязи между элементами моделируются в экономической системе с точки зрения их функциональности, т.е. оптимизации функций подразделений фирмы, оптимизации целевой функции продуктов фирмы, повышения функциональности системы в целом, нацеленности всех её подразделений на выполнения главной целевой функции системы. Экономическая модель состоит из цифровых кодов, но каждый цифровой код имеет словесное описание, т.е. она является аналого-цифровой. Однако главными преимуществами данной модели является то, что она является динамической и пространственной.

Пространственная сущность проявляется в том, что исследуемая экономическая система представляется в трёхмерной системе координат и характеризует триединый вектор развития объектов, предметов и субъектов, а именно:

1) организации и её планово-аналитических инструментов;

2) выпускаемой продукции путём повышения её конкурентоспособности;

3) кадрового состава путём повышения квалификации рабочих, специалистов, управленцев и улучшения управленческого процесса в целом.

Кроме того, рассматриваемая экономическая система моделируется в пространстве своим положением на рынках и по отношению к другим подобным системам и характеризуется своим деловым окружением и сетью взаимосвязей – отношений с конкурентами, покупателями, продавцами. В экономике очень важно нахождение в процессе принятия решений синергетических множеств, т.е. значения различных показателей должны согласовываться друг с другом таким образом, чтобы в совокупности обеспечивать оптимальное решение. Поэтому для решения прикладных задач в рамках моделируемой системы предлагается использовать методы теории множеств, многомерного моделирования, графических методов прогнозирования данных в трёхмерной системе координат, что также требует пространственного подхода.

Динамическая сущность модели выражается в характеристике протекающих процессов в экономической системе, а именно это процессы анализа, оценки, прогнозирования, выработки стратегий развития, планирования, а также процессы управления переменными данными, процессы принятия решений, определения стратегического диапазона выходных данных стратегической программы развития и их ситуационной корректировки для получения текущих выходных данных предложения продукции. Важной особенностью является и то, что в экономической системе все планово-аналитические механизмы и инструменты тоже моделируются в динамике, т.е. в процессе их реформирования, генерации и влияния их совершенствования на повышение эффективности экономической системы в целом.

В результате реализации предложенной модели управления множеством переменных данных потребительских показателей продукции для их оптимизации с учётом временных и пространственных параметров достигается значительно более высокий технический результат, чем у существующих аналогов. Новый способ генерации планово-аналитических инструментов и моделирования принципиально новых этапов, стадий и раскрывающих их операций по управлению множеством переменных данных потребительских показателей продукции приводит к повышению уровня конкурентоспособности продукции, а вследствие этого и к обеспечению большей эффективности предприятия, лучшему удовлетворению общественных потребностей.