Введение. Представленная работа является центральной в учебно-методическом комплексе по проблемам рыночной экономики и управления, который разрабатывался автором на протяжении двадцати лет с 1994 по 2014 годы. В цикл учебных пособий входят работы – «Введение в бизнес, менеджмент, маркетинг» (Актюбинск, Школа бизнеса, 1994, 131 с.); «Основы экономики и предпринимательства» (Алматы: Гылым, 1996, 160 с., в соавторстве, рекомендовано МО РК); «Технологии современного менеджмента: знания, умения, качества руководителя» (Алматы, Гылым, 1996, 216 с., ISBN 5-628-01905-4, рекомендовано Ученым советом негосударственного вуза «Дуние») «Производственный менеджмент» (Алматы, Гылым, 1997. – 185 с., курс лекций, рекомендовано Ученым советом негосударственного вуза «Дуние»); «Финансовый менеджмент» (Алматы, Казак университетi, 2008. – 236 с. – рекомендовано РУМС МОН РК); «Система управления промышленными предприятиями в условиях рынка» (Актобе, НИЦ РП АУ им. С. Баишева, 2001. – 100 с. – рекомендовано Ученым Советом АУ им. С. Баишева); а также «Бизнес-практикум: 13 уроков для начинающих» (Актюбинск, Школа бизнеса, 1994, 45 с., в соавторстве) и монография «Стратегическое планирование и государственный менеджмент Казахстана», выпущенная в Германии (издательство Palmarium Academic Publishing, 2014, 296 с., ISBN 978-3-659-98090). Основные методологические подходы и методика обучения студентов с использованием названных пособий представлены в работе «Повышение квалификации специалистов по управлению в процессе обучения» (Астана, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013, 100 с., Мастер-класс д.э.н. профессора Ювицы Н.В., рекомендовано кафедрой «Менеджмент» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева). В общей сложности объем учебно-методического комплекса составляет около 1,5 тысячи страниц (1459) или почти 100 печатных листов.
Цель практикума. В пособии «Технологии современного менеджмента» (ТСМ) дается представление о том, из чего складываются технологии управления. Рекомендуются различные тренинги, упражнения, практические задания для приобретения навыков управленческой работы. В первом разделе автор вводит читателя в понятие технологий менеджмента, анализирует ситуацию и обосновывает необходимость изучения технологий. Во втором разделе проводится диагностика деловых ограничений руководителей на основе трех групп тестов, оценивающих предпринимательские, управленческие и личностные (психологические) качества обучающихся. По результатам тестов составляется сводная таблица качеств руководителя и выполняется задание по разработке программы его самосовершенствования. В третьем разделе на основе специальных упражнений отрабатываются практические навыки в реализации управленческих функций и принятии решений. В заключительном разделе, даются примеры выполнения процедур и технологий более высоких уровней менеджмента – отраслевое и региональное управление, основы государственного менеджмента. Каждому заданию, упражнению предшествуют теоретические и методологические обоснования, дается перечень литературы для самостоятельной работы. Пособие насыщено схемами, таблицами с учебными матрицами для выполнения заданий, а также дополнительной информацией об опыте зарубежных компаний, специализирующихся в сфере обучения технологиям менеджмента. Практикум будет полезен всем, кто интересуется проблемами современного управления.
Результаты. Практикум «ТСМ», как и другие работы учебно-методического комплекса автора, переданы в библиотеки ряда университетов республики и стран СНГ. Практикум активно используется в учебном процессе вузовского и послевузовского образования, прежде всего, студентами бакалавриата, магистрантами и преподавателями при выполнении практических заданий и упражнений. В том числе по изучению и оценке качеств менеджеров; освоению различных функций, выполняемых руководителями; приобретении навыков стратегического планирования и управления и др. Данное пособие является одной из первых работ, изданных в республике по проблематике менеджмента и используется в учебном процессе ряда вузов на протяжении около 20 лет. С 2010 года названный комплекс успешно адаптирован к требованиям организации учебно-научного процесса в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, по всем учебным пособиям имеются акты внедрения.
Новизна работы определяется рядом аспектов и примененных автором методологических подходов, эффективность которых подтверждена временем. Так, сочетание формы учебного пособия и практикума позволяет при выполнении заданий и упражнений одновременно закреплять полученные обучающимися теоретические знания, только при необходимости обращаясь к более фундаментальным источникам по менеджменту. Практикум не ограничивает преподавателей и обучаемых в выполнении только зафиксированных в нем заданий, а позволяет их моделировать и модернизировать в соответствии со временем и выполняемыми учебными задачами. Практикум может эффективно использоваться в качестве самоучителя по изучаемому предмету и всему циклу управленческих дисциплин, в том числе в разработанном автором учебно-методическом комплексе. Практикум «ТСМ» обладает определенной универсальностью, так как набор предусмотренных в нем тренингов и упражнений позволяет углубить знания, умения и улучшить качества не только будущих менеджеров, но и уже действующих руководителей. Практикум полностью соответствует современным требованиям в области программ подготовки и повышения компетенции специалистов по управлению и разработан с учетом зарубежного опыта на материалах казахстанской практики. Различные аспекты подготовки специалистов по управлению и менеджменту с использованием выше названных подходов, в том числе изложенные в пособии-практикуме «Технологии современного менеджмента», докладывались автором на международных научно-теоретических и научно-практических конференциях по проблемам рыночной экономики и менеджмента в Москве (МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова), Оренбурге (ОГУ, ОГАУ), а также в ведущих вузах Казахстана в Астане, Алматы, Актобе, Кокшетау и др.
Значение. Использование учебного пособия практикума способствует повышению эффективности обучения, прохождению профессиональной практики и выполнению дипломных работ и магистерских диссертаций по ряду позиций. В пособии достаточно полно и доступно изложены теоретические аспекты менеджмента, как одной из базовых дисциплин подготовки специалистов по экономике и управлению. В современной интерпретации применены тренинги и упражнения по повышению деловых, личностных и управленческих качеств менеджеров и обретению ими практических навыков для выполнения профессиональных функций в условиях ведения бизнес-процессов в РК. В целом использование учебного пособия практикума по вышеперечисленным результатам реально способствует повышению эффективности подготовки специалистов в области экономики и менеджмента.
Подтверждение признания. На ТСМ, как и на все названные работы учебно-методического комплекса имеются акты о внедрении в учебный процесс в вузах РК, РФ, Украины и других стран СНГ. Две работы рекомендованы Министерством образования и науки РК, три – ведущими научными университетами РК, одна (Финансовый менеджмент) – вышла вторым изданием. Три работы принимали участие в международных книжных салонах, внесены в каталоги выставок и награждены дипломами и медалью их участника (Париж; Москва, 2015 г.), Три работы были участниками ежегодных выставок-презентаций учебных пособий РАЕ и награждены дипломами как лучшие в своей отрасли.