Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

3D MODEL OF THE «UNKNOWN ANIMAL» AS THE PROSPECT MOTIVATIONAL EDUCATIONAL

Artemenko M.V. 1
1 FSEI HE «Southwestern State University»
2307 KB
The results of the application of Lusher test and «unknown animal» for the analysis and correction of educational trajectory is optimal for the subsequent professional activity, reflecting different aspects of psychological status and are to teach others «each other screening tests». The study was carried out on the characteristics of intelligent indicators: average, average on technical subjects, the average score on the humanities. The results of studies of the association test with the type of temperament and intellectual abilities of students. It is proposed to use a 3D model of the «unknown animal» as a corrective influence on the current emotional state of anger management trainee in the process.
auditory training
the test is «unknown animal»
3D modeling of psychological state

Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с разным качеством с учетом индивидуальных свойствам нервной системы. Обучаемый испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе образовательной траектории с учетом прогнозируемой профессиональной деятельности, – что требует изучение свойств его нервной системы, которое может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать ему определенную область, к условиям труда он наиболее адекватен в настоящем.

Таким образом, эволюционные и революционные этапы развития социума в современных информационно насыщенных условиях обусловливают актуальность применения технологий оценки психологического статуса обучаемого, базирующихся на классических и хорошо зарекомендованных методах и возможностях компьютерного моделирования. К таковым, безусловно, относятся тесты Люшера [3] и «неизвестное животное [5].

В настоящее время применяется множество методик и их программные реализаций в специализированных экспертных систем, позволяющих оценивать составляющие психических процессов и их свойства [1, 2, 4, 5].

Актуальность проведения исследования в данной области определяется государственной программой совершенствования образовательного процесса [6].

Методы и материалы исследований: экспертный анализ, имитационное моделирование, результаты тестирования обучаемых, итоги этапов прохождения образовательной траектории и оценки психологического статуса по результатам тестов Люшера и «несуществующего животного».

Результаты исследований и их обсуждение

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тест несуществующее животное основывается на исследовании психомоторной связи. Для регистрации состояния психики в данном случае используется исследование моторики (в частности – моторики рисующей доминантной руки – зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношение к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «несуществующее животное» относится к числу проективных. Для проведения теста требуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное назовите его несуществующим именем. Для анализа применяются следующие характеристики рисунка: положение на листе, центральная смысловая часть фигуры, несущая часть фигуры, части над фигурой, контур фигуры, общая энергия, тема рисунка, уподобление животного человеку, творческие возможности.

В настоящее время известно большое количество работ, посвященных изучению влияния индивидуальных психологических факторов на успеваемость студентов и учащихся [1, 2, 6]. С этой целью изучены психологические характеристики обучаемых и их успеваемостью, отражающей интеллектуальные и адаптационные возможности по освоению определенной образовательной траектории.

В эксперименте участвовало 52 мужчин и 60 женщин в возрасте от 20 до 25 лет. Учащиеся были разделены на две группы: в первую входили успевающие на «хорошо» и «отлично», во вторую – на «удовлетворительно». Успешность обучения оценивалась по текущей успеваемости.

В тесте «несуществующее животное» испытуемым предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги несуществующее в реальной жизни животное и дать ему название. Каждый анализируемый признак оценивался по 5 бальной шкале и определялся наличием следующих элементов:

0) агрессия – острые углы на контуре (щетина, иглы ), когти, рога, зубы;

1) инфантилизм – похожесть животного на человека, положение прямохождения, одежда, название животного;

2) самооценка – положение на листе, положение хвоста (вправо, влево, вверх, вниз), функциональные элементы над фигурой (дополнительные ноги, щупальца, крылья);

3) общая энергия – положение головы (вправо, влево), дополнительные функциональные элементы, количество деталей тела, прорисовка животного;

4) демонстративность – наличие ресниц, украшающих элементов, название животного;

5) страх (тревога) – голова влево (в сочетании с остальными признаками) резкая подрисовка радужки глаз, открытый рот (округлой формы) без языка и губ, сильное затемнение контурной линии и жирный нажим);

6) творчество – количество сочетающихся частей тела, оригинальность рисунка.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1) психологический темперамент характеризуется следующими особенностями: Холерик – страх ниже среднего, Сангвиник – при нулевой демонстративности или среднем уровне энергии и творчества у мужчин и небольшом уровне страха и среднем творчестве у женщин, Флегматик – при среднем творчестве или им же в совокупности с нулевым страхом у мужчин и нулевой демонстративностью или низкой агрессией и средней энергией у девушекк, Меланхолик – при творчестве ниже среднего.

2) только у девушек, наряду с эмоциональной нагрузкой теста Люшера, проявляются такие качества, как демонстративность и страх – они оказали влияние на высокие оценки по гуманитарным предметам при низком страхе;

3) средние оценки (3,6–4,6) по техническим дисциплинам (и в общем-то в среднем) наблюдались при низкой демонстративности и чувстве страха;

4) у мужчин средняя и выше успеваемость дифференцируется свойствами психики, отражаемые оранжевым, коричневым и белым цветами;

5) Результаты тестов Люшера и «Неизвестное животное» взаимно сопоставимы, поскольку показывают коррелирующие характеристики текущего психоэмоционального состояния личности обучаемого при освоении им определенной образовательной траектории;

6) Результаты тестов Люшера и «Неизвестного житного» объективно отражают способность обучаемого к освоению знаний гуманитарного и технического характеров и тем самым позволяют оперативно осуществлять педагогическое и терапевтическое воздействия;

7) Анализ связей результатов тестов «Несуществующее животное» и «Цветовой тест Люшера» выявил отсутствие половой дифференциации и доминирование в инфантилизме, энергии и демонстративности, страхе и творчестве комбинация первого и третьего номеров теста Люшера

8) Применение 3D – модели способствует коррекции психо-эмоционального состояния обучаемого в процессе аутотренинга;

На основе проведенных исследований предлагается:

По рисунку неизвестного животного осуществить с помощью 3D принтера конструирование «мягкой» и «трансформируемой» конструкции авторского и единовременно уникального «неизвестного животного». Предложить обучаемому возможные коррекции «созданного» им животного. Отслеживать изменения образа «неизвестного животного» по мере его коррекции как элемента аутотренига.

Таким образом, исследования в рассмотренном направлении является перспективным и актуальным.