Для современной системы высшего педагогического образования характерны масштабные инновации, связанные с активным внедрением информационного подхода, что является следствием становления информационного общества. В научной литературе широко обсуждается категория информации как ведущего фактора, влияющего на изменение мировоззрения на рубеже тысячелетий, рассматривается процесс формирования ее онтологического статуса в ноосферогенезе [3]. Информационное общество представляет не только, и не столько свободный доступ к информационным ресурсам всего мира. Оно отличается тем, что основным предметом труда является информация и знание, а орудием труда – информационно-коммуникативные технологии (Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов). По мнению Д. Белла «информационное общество» – это иное название постиндустриального общества, в основе которого стоит не последовательность ступеней общественного развития, а его социальная структура –информация. Именно информация и знания (а не «мускулы» (О. Тоффлер) становятся главной движущей силой развития и процветания, а успехи зависят от эффективности национальной, региональной, локальной, корпоративной системы инноваций. Согласно О. Тоффлеру главными в развитии становятся информация и творчество. Информационное общество требует от человека творчества, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития.
Культурно-информационный вектор современности с его международной интеграцией, глобальными информационными сетями, широкой и разнообразной коммуникацией, порождает новую форму социальных отношений: «думать вместе и действовать сообща». В представлениях Н.Н. Моисеева формирующийся «Коллективный Интеллект» объединяет всех жителей планеты информационными связями, благодаря чему вырабатывается общее знание, общее понимание ситуации, общая тревога за сохранение своей безопасности, общие основы для выработки единых решений и действий.
Ответом на информационные общественные вызовы становится формирование информационно-образовательной среды вуза, где возрастает внимание к поиску новых форм учебной коммуникации на субъект-субъектной основе, организации образовательного процесса с опорой на информационно-коммуникативные технологии, инновационным способам познания, качественно иному, чем ранее, компетентностному результату.
Информационно – образовательная среда вуза, по А.Г. Абросимову, это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научные исследования, профессиональное консультирование слушателей вуза [2].
Созданная в Мининском университете информационно-образовательная среда включает базы знаний, информационные ресурсы, развитую систему информационных коммуникаций и информационного сервиса, компьютерное и программное обеспечение. Обратим внимание на то, что в понятие информационной образовательной среды входит не только ее материальное оснащение, но и порождаемая ею информационная культура. Культура как форма коллективной памяти передается от поколения к поколению через различные носители: устное народное творчество, письменные источники, средства массовой информации. Особое значение в обучении безопасности жизнедеятельности играют научные способы, опирающиеся на достоверность знаний, убедительные доказательства, логическую непротиворечивость. Научная информация функционирует в рамках теоретического знания в области безопасности жизнедеятельности и закодирована в основных понятиях курса: опасность, безопасность, жизнедеятельность, опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального характера, здоровье и здоровый образ жизни. Усвоение содержания образования требует от обучающихся владения научными методами работы с информацией, включающими поиск и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, использование методов научного анализа, обобщения, прогнозирования. Характерной чертой курса безопасности жизнедеятельности является его прикладной характер, предъявляющий особые требования к представлению учебного материала. Создание и применение различных форм визуализации с помощью мультимедийных средств (анимаций, аудио- и видеозаписей, слайд-шоу), а также виртуальных экскурсий (например, по вопросам автономного существования в природе), повышая мотивацию «встречи» обучающегося с информацией, по новому реализует традиционный принцип наглядности.
Доминирующим в современном мире становится глобальная информационная сеть, благодаря которой обеспечивается не виданный ранее свободный доступ к информационным ресурсам, новые возможности проектирования авторских образовательных мультимедийных продуктов.
Следует подчеркнуть, что основным компонентом информационно-образовательной среды Мининского университета является виртуальное представительство кафедр, деятельность которых, имея ряд общих черт, различается спецификой образовательных направлений и профилей обучения. Виртуальное представительство кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека интегрирует информационные базы и программный комплекс, обеспечивающий сервисный набор образовательных услуг для поддержки учебного процесса по дисциплинам кафедры через корпоративную сеть вуза. Информационно-образовательная среда кафедры отражает ее «внутреннюю» жизнь, определяемую целями и задачами профессионального образования будущего учителя безопасности жизнедеятельности на уровне бакалавриата и магистратуры. В концепции информационной среды уточняется, что она является не только пассивным проводником информации, но и активным началом, воздействующим на всех участников (Ю.А. Шрейдер). Высокую развивающую функцию среды отмечают В.А. Козырев, Н.Б. Крылова, В.А. Ясвин [8]. Отмечая выдающуюся роль информационной среды в становлении высококомпетентной личности учителя безопасности жизнедеятельности мы, разделяя позицию С.Л. Рубинштейна и В.П. Слободчикова [9], полагаем, что обучающийся является не только объектом воздействия среды, но что важно, и субъектом, который своей деятельностью изменяет среду, изменяясь при этом сам. Человеческое сознание, погруженное в глобальное информационное поле, становится важным средообразующим фактором.
Большое методологическое значение имеет культурно-историческая теория развития человека Л.С. Выготского [4]. В понимании автора, процесс развития – это непрерывная постоянно возникающая социально-культурно-историческая коллективная деятельность. Люди сами творят свое развитие, они преобразователи своей собственной среды, включающей и их самих. Таким образом, Л.С. Выготский отошел от развития как индивидуального достижения, рассматривая его как социально-культурную деятельность, в которой он подчеркивал выдающуюся роль сотрудничества. Именно в сотрудничестве появляется возможность подниматься на более высокую ступень своего развития: от интерпсихической– к интрапсихической. Принципиальные позиции разработанной автором, концепции зоны ближайшего развития ставят под сомнение однозначную правомерность модели обучения, ориентированную на индивида, столь распространенную в традиционной педагогике. Актуализируются проблема обучения в сотрудничестве.
Обобщение и систематизация многочисленных исследований средового подхода в образовании позволили нам выделить следующие принципы формирования и функционирования информационно-образовательной среды:
● Системность – содержательная и структурно-функциональная взаимосвязь всех компонентов ценностно-смыслового интегративного комплекса психолого-педагогических идей и подходов, а также положений теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности;
● Вариативность, указывающая на необходимость максимально возможного спектра образовательных направлений с целью самостоятельного проектирования индивидуального образовательного маршрута вхождения в профессию учителя безопасности жизнедеятельности через освоение содержания образования;
● Субъектность как характеристика деятельностной направленности и становления обучающегося как субъекта творческой педагогической деятельности в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;
● Интерактивность, позволяющая реализовать широкое межсубъектное взаимодействие на основе информационно-коммуникативных технологий и реализации их дидактических достоинств: адаптивности, продуктивности, креативности;
● Открытость, дающая возможность разнопланового и разноуровневого взаимодействия; особенности использования информационно-коммуникационных технологий придают среде необходимую структурированность, которая определяется видом взаимосвязей;
● Полифункциональность, состоящая в многообразии образовательных функций, выражающаяся, в частности, в проектировании различных информационно-образовательных сред (бакалавриат, магистратура);
● Избыточная информационная насыщенность, способствующая постоянному расширению образовательной среды как среды личностно-профессионального становления будущего педагога;
● Эволюционность, проявляющаяся в изменении средовых параметров в ответ на вызовы новых парадигмальных установок общественного развития и системы высшего образования;
● Динамичность, обеспечивающая высокую степень подвижности коммуникативных систем, информационного обновления содержания, информационно-коммуникационных технологий обучения;
● Функциональный комфорт, реализующий потребности, интересы, запросы обучающихся;
● Эмоциональная напряженность, определенная высокой внутренней мотивацией, стимулирующей творческую активность будущих учителей безопасности жизнедеятельности в самостоятельной деятельности.
Информационно – образовательная среда вуза должна обеспечивать надлежащее качество образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности, что означает их личностно-профессиональный рост в логике культуры безопасности жизнедеятельности на основе продуктивного межсубъектного взаимодействия с помощью информационно-коммуникативных технологий, включающих информационные (цифровые) и коммуникативные технологии. Информационные технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению, коммуникативные – к созданию, передачи информации.
Центральным звеном информационно-образовательной среды вуза является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), созданный для каждой дисциплины, закрепленной за кафедрой, и обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «География и безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности детей».
Теория и методика разработки учебно-методических комплексов в структуре деятельности кафедры не нова, но создание электронных вариантов УМК и использования их в современных условиях обучения представляет масштабную инновацию, требующую концептуального осмысления. В нашем представлении ЭУМК – это особый педагогический проект, выстроенный в информационно-образовательной среде, представляющий собой обобщенный сценарий образовательного процесса в единстве его целевых, содержательных, процессуальных, технологических, результативных компонентов. Структурирование кафедральных ЭУМК осуществлялось на основе модульного подхода, что обеспечило высокую степень генерализации учебного содержания дисциплин образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и его крупноблочное форматирование, способствующее продуктивному усвоению главных и принципиальных положений. Введенный алгоритм деятельности как управляющий фактор предусматривает рационализацию учебного процесса и его результативность.
Реализация электронных учебно-методических комплексов осуществлялась на кафедре физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета в рамках проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда», направленного на развитие электронного обучения и широкое использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза, на основе LMS Moodle.
Вся совокупность созданных ЭУМК кафедры размещается на информационно-консалтинговом портале информационно-образовательной среды, где размещены ее виртуальное представительство, каталог Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, учебных планов, рабочих программ.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что переход к информационному обществу закономерно сопровождается новыми тенденциями в развитии системы образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Они касаются трансформации функций субъектов образования, организации всего образовательного процесса, возрастанием академической мобильности в учебной деятельности. Усиливается творческая самостоятельность бакалавров и магистров, снижаются информационные функции преподавателя. Усложняются и изменяются функции кафедры в организации образовательного процесса, при котором расширяются возможности компьютерного дистанционного обучения, доступа к образованию, усиления его вариативности, динамизма, индивидуализации, виртуальности.