Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

MEDICS – PARTICIPANTS OF THE FIRST OLYMPIC GAMES

Kutia S.A. 1 Moroz G.A. 1 Sugrobova Y.Y. 1 Lukavenko A.V. 1
1 Medical Academy named after SI St. George FSAEI IN «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky»
2307 KB
Athletes who at the time of the Athens 1896 Summer Olympic Games or after their finish were engaged in medical practice or studied medicine were found. Authors revealed 10 such people, of which 5 became Olympic champions. Biographical information of athletes is presented, their athletic achievements and medical career are described.
Medicine
sport
Olympic Games

Актуальность исследования. В современном мире существенно возрастает роль физической культуры, спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни, физкультура и спорт становятся элементом национальной идеи, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Актуальность данной темы во втором десятилетии XXI века для научного сообщества России объясняется еще и тем, что в стране создалась критическая ситуация со здоровьем населения, которая усугубилась высоким уровнем бедности, проблемой занятости, неудовлетворительным положением дел с охраной здоровья, увеличением детской беспризорности и социального сиротства.

Для всех высших учебных заведений, и в первую очередь, для медицинских вузов формирование современной культуры здорового образа жизни и создание условий для сохранения здоровья каждым студентом и сотрудником должно стать главной частью социальной политики. Это приоритетная задача, которую необходимо воплощать во всех направлениях деятельности вуза: и не только в спортивно-массовой работе, но и в лечебно-профилактической работе, охране труда, и главное – в учебном процессе и научных исследованиях. Поэтому изучение проблем истории развития физической культуры, спорта вообще и проблем формирования здорового образа жизни в частности представляется необходимым условием формирования теоретической базы современных исследований. Особо важным для авторов данной работы – преподавателей медицинской академии является изучение дихотомии медицина – спорт.

Научная разработанность

Говоря о научной разработанности обозначенной проблемы необходимо сказать, что в развитии изучения физической культуры и спорта можно выделить два качественно разных периода. Первый из них охватывает с 1960-х до конца 1980-х годов – советский период и второй с начала 1990-х до настоящего времени – постсоветский.

Несмотря на громадную роль физкультурно-оздоровительной сферы в жизни общества, в исторической науке до второй половины XX столетия проблема физической культуры не рассматривалась как социально значимый объект исторического исследования, что сказалось на содержании фундаментальных работ – «Советской исторической энциклопедии», многотомной «Истории СССР с древнейших времён до наших дней». В основном история физической культуры и спорта нашла отражение в учебных пособиях для вузов.

На всём протяжении первого периода научный поиск осуществлялся в русле единой методологической модели, в исследованиях господствовала официальная установка, закреплённая в Конституции СССР, о «руководящей и направляющей» роли Коммунистической партии Советского Союза (А. Мясоедов, В. Циркилевич, М. Рубан, А. Клыков, С. Халфин, В. Зайцев и др.)

Во втором периоде историографии физической культуры и спорта в корне изменились политическая, социально-экономическая и культурная ситуация в стране. Деятели спорта, представители общественности с тревогой заговорили о неблагополучных явлениях в этой сфере, на страницах печати шла дискуссия о роли и значении культуры физической, о назревших проблемах организации физкультуры в школах и вузах, профессиональном спорте (А. Царик, В. Лекарева, Е. Голощапов, Б. Трофимяк и др.). Авторы изучают проблемы организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в контексте социальных проблем здоровья, рассматривают физическую культуру как комплексное явление, которое не может развиваться изолированно от всей системы экономических и социальных условий. Исследователи обосновывают, что физкультурно-спортивная деятельность – важнейшая общественная потребность и производственная необходимость, определяющее эффективное средство профилактики здоровья.

Несмотря на достаточный объем научных трудов по историографии физической культуры и развития спорта, вопросы, касающиеся истоков дихотомии медицина – спорт, не нашли своего места в научных изысканиях, что и вызвало необходимость дальнейших исследований у авторов данной работы.

Цель исследования

Цель работы: изучить и проанализировать с позиций истории медицины зарождение и динамику феномена «медики-спортсмены», вклад медиков – участников I Олимпиады в развитие спортивных достижений, определить значение данного феномена на повышение мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и престижа медицинской профессии в современных реалиях.

Материалы и методы исследования

В работе над материалами были использованы следующие методы:

общие методы научного познания – методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методы теоретического уровня исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукции) и специальные методы – историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, социологический.

Объектом изучения стали медицинские работники, реализовавшие свой творческий и физический потенциал в большом спорте, а именно во время I Олимпиады. Предметом исследования является история объекта.

Результаты исследования и их обсуждение

Осознанная деятельность социума, синкретизировавшая спорт и медицину восходит к временам древнего мира. Античная Греция утвердила культ красоты человеческого тела, возведя в потребность физическое совершенство и физическое воспитание. Подтверждением тому являются многочисленные спортивные состязания, проводимые в античные времена: Олимпийские игры, которые проводились с 773 до н.э., Пифийские игры (с 586 до н.э.), Истмийские игры (с 582 до н.э.) и Немейские игры (с 573 до н.э.). В играх могли принять участие любой свободный гражданин Греции, независимо от происхождения, статуса и профессии. Тогда же и появилась лечебная гимнастика в античных странах, основателем которой считается Геродик (V век до н.э.). Древние источники передают информацию о том, что отец медицины – древнегреческий врач Гиппократ был чемпионом античных Олимпийских игр по борьбе. Поскольку Гиппократ также считался хорошим наездником в гонках на колесницах, вполне возможно, что он принимал участие и в этом виде спорта.

Возрождение олимпийского движения пришлось на конец XIX столетия: 6–15 апреля 1896 г. в Афинах (Греция) состоялись Игры I Олимпиады, в которых приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Примечательно, что и в этих играх приняли участие спортсмены, имеющие непосредственное отношение к медицине.

Уже в первом виде программы Игр I Олимпиады – беге на 100 метров принимали участие два медика: американец Фрэнсис Адониджа «Фрэнк» Лэйн (1874–1927) и венгр словацкого происхождения Алойз Сокол (1871–1932). 6 апреля в предварительном забеге они пришли к финишу первым и вторым соответственно, а 10 апреля в финале показали одинаковый результат и завоевали бронзовые медали.

Алойз Сокол, кроме того, принимал участие в соревнованиях на 110 метров с барьерами, но не смог выйти в финал, а в тройном прыжке занял четвертое место. Выпускник медицинского факультета Будапештского университета он 13 раз обновлял национальные рекорды Венгрии. По окончании спортивной карьеры А. Сокол стал архивариусом комитата Хонт и организовал медицинскую службу в годы Первой мировой войны [1].

Фрэнк Лэйн окончил медицинскую школу при университете Вашингтона в Сент-Луисе. Возглавлял офтальмологическое отделение Рашского медицинского колледжа, а также центрального госпиталя в Чикаго [6].

Первым же олимпийским чемпионом в ряду медиков стал французский студент Эжен-Анри Гравлотт (1876–1939). 7 апреля он победил в турнире рапиристов, обыграв в финале с минимальным преимуществом своего соотечественника Анри Калло. Кроме полагающейся по этому случаю золотой медали, Гравлотт получил также почетную награду от короля Георгиоса – серебряное блюдо, которое ныне находится во Французском музее спорта [4].

Американец Самнер Пэйн (1868–1904) сумел в состязаниях по стрельбе завоевать две медали: золотую и серебряную. С. Пэйн начал изучать медицину в Гарварде, а закончил обучение в медицинской школе Университета Денвера, где и получил степень доктора медицины [5].

Его младший брат Джон принял решение участвовать в Олимпийских Играх и уговорил Самнера присоединиться к нему. Братья намеревались соревноваться в стрельбе из пистолета во всех трех видах программы. Но к соревнованиям по стрельбе из скоростного пистолета они допущены не были, так как калибр их оружия не соответствовал требованиям. Братья были настолько уверены в своей победе, что даже заключили соглашение между собой о том, что тот, кто победит в первом виде программы не будет участвовать во втором. В стрельбе из армейского пистолета с расстояния 25 метров первенствовал Джон, а Самнер выиграл серебряную медаль, значительно опередив третьего призера. В стрельбе из произвольного пистолета (дистанция 50 метров) олимпийским чемпионом стал уже старший брат.

Примечательно, что авторитет Самнера в стрелковых навыках избавил его от длительного тюремного срока. Вернувшись в Америку в 1901 году, Пэйн застал в постели свою жену с учителем музыки, дававшем уроки их дочери. Ему удалось выгнать любовника, четырежды выстрелив ему вслед из пистолета, с которым он никогда не расставался. За эту выходку он был заключен в тюрьму на некоторое время. Оправданием послужило то, что, по мнению следствия, он не имел намерения убить человека, хотя с его меткостью мог бы это сделать с легкостью.

Через 100 лет после триумфа Самнера Пэйна в олимпийском турнире по академической гребле в Атланте выступала его правнучка Сесиль Такер, но лавров не снискала.

Венгерский врач Десидериус («Дежё») Вайн (1873–1944) принимал участие в четырех видах гимнастической программы (опорный прыжок, кольца, перекладина, параллельные брусья), но в число призеров не попал [2].

Сократис Лагудакис (1861–1944) учился в университете Афин по специальности «микробиология». В 1889 году отправился в Париж для окончания образования. Во Франции он стал одним из самых известных бегунов на длинные дистанции. Приехав на Олимпиаду в качестве переводчика, он решил участвовать в самом значимом виде программы – марафоне и пришел к финишу последним, но необходимо сказать, что из 17 стартовавших спортсменов финишировали только 9. В 1897 году С. Лагудакис принимал участие в Греко-турецкой войне в качестве врача. Рядом с ним трудилась его верная жена в качестве медсестры. Позже он уехал в Египет, где работал в лепрозории. Для изучения этой болезни и выяснения способов лечения Лагудакис заразил себя лепрой, излечился и прожил до 83 лет. Сократис Лагудакис был редактором журналов «Бессмертный эллинизм» и «Эллинизм». Издавал журнал «Гиппократ» [10].

Греческий фехтовальщик Иоаннис Георгиадис (1876–1960) стал олимпийским чемпионом в соревнованиях по сабле, победив всех своих соперников и, при этом, пропустив всего 6 уколов [7]. При этом в завоевании им золотой медали не все так однозначно. После двух раундов лидировал в соревнованиях главный претендент на победу австриец Адольф Шмаль, но после прибытия короля Греции и членов его семьи организаторы приняли решение начать соревнования заново, отменив все результаты. А здесь уже Георгиадису равных не было, а Шмаль в итоге занял четвертое место. Эта неудача не сломила австрийца, и в соревнованиях велосипедистов Шмаль стал олимпийским чемпионом. Георгиадис не смог защитить свой титул на Олимпиаде в Париже, из-за травмы. А на I Внеочередных Олимпийских Играх 1906 года, которые не считаются Международным Олимпийским комитетом официальными, Георгиадис вновь победил в турнире саблистов, а также завоевал серебряную медаль в командных соревнованиях. Следующий и последний раз Георгиадис появился на олимпийской арене в 1924 году в Париже, но ничем выдающимся не отметился.

Более 40 лет И. Георгиадис работал профессором судебной медицины и токсикологии в университете Афин. В 1932 году основал Музей криминологии и создал первый морг в Афинах [7]. В 1918–1936 годах (с перерывами) был членом Национального Олимпийского Комитета Греции.

Американец Уильям Уэллс «Билл» Хойт (1875–1954) участвовал в двух видах легкоатлетической программы: барьерном беге на 110 метров и прыжках с шестом. Пройдя квалификацию, он отказался от участия в финальном забеге, чтобы лучше подготовиться к прыжковым соревнованиям, в которых он стал победителем, преодолев планку на высоте 3 метра 30 сантиметров. В 1901 год Хойт окончил медицинскую школу Гарвардского университета. Практиковал в Чикаго с перерывами на работу во Франции первый раз хирургом на полях Первой мировой войны, а второй – в составе иностранной бригады Службы общественного здоровья США [3].

Пауль Нойманн (1875–1932) стал первым в истории Австрии олимпийским чемпионом, победив в соревновании пловцов на 500-метровой дистанции вольным стилем. Эмигрировав в США, Нойман изучал медицину в университетах Чикаго и Филадельфии, получил степень доктора философии. Через год после афинского успеха уже под именем Поля Ньюмана он установил мировые рекорды на дистанциях в 2, 3, 4 и 5 миль, а также был лучшим на чемпионатах США и Канады. Он был занесен в Международный еврейский спортивный зал славы (1984) и Международный зал славы плавания (1896) [9].

Швед Хенрик Шёберг (1875–1905) был одним из многих первых олимпийцев-многостаночников. Он участвовал в соревнованиях в беге на 100 метров, прыжках в высоту и длину, метании диска, а также в турнире гимнастов (опорный прыжок). Наивысшим его достижением стало 4-е место в прыжках в высоту. Изучал медицину в Уппсальском университете в 1893–1899 годах. После чего работал врачом шведских военно-морских сил в Карлскруне, а также практиковал в ряде небольших городков [8].

Заключение

Много веков медицина и спорт неразрывно связаны между собой. Не исключено, что заложенные с античных времен традиции, начиная от Гиппократа – участника олимпийских игр и Геродика – основателя лечебной гимнастики, и продолженные медиками – участниками Игр I Олимпиады, дали толчок развитию нового направления в медицинской науке – спортивной медицине. Ведь достаточно символично, что Международная ассоциация врачей по спортивной медицине была создана в 1928 году в Амстердаме на I международном конгрессе, проходившим во время Олимпийских игр.

Сегодняшний день диктует свои законы и предлагает новационные разновидности практического воплощения дихотомии медицина – спорт. Для популяризации физической культуры и спорта, позитивных жизненных установок студентов медицинских вузов – будущих врачей во втором десятилетии 3 тысячелетия всё большую значимость приобретают новые формы. Их разновидностью стал фестиваль «Физическая культура и спорт – вторая профессия врача», взявший старт в 2012 году.

Это комплекс мероприятий, обеспечивающих решение основных задач в области воспитания культуры здоровья студентов и преподавателей медицинских вузов. Данная работа предполагает совместную деятельность всех структурных подразделений, общественных организаций, а так же заинтересованных лиц в решении проблем культуры здоровья обучающихся, профессорско-преподавательского состава, а так же создания оптимальной здоровьесберегающей среды в вузах.

Попробуем оценить эффективность реализации подобных программ на основании следующих параметров:

– повышение мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, снижение распространения в студенческой среде и среди преподавателей вредных привычек (употребление алкоголя, курение табака и т.д.);

– улучшение показателей здоровья студентов и преподавателей;

– снижение первичной заболеваемости студентов и общей заболеваемости (снижение числа студентов, состоящих на Д-учете, имеющих хронические заболевания);

– увеличение количества студентов и преподавателей, участвующих в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

– улучшение уровня физической подготовленности студентов и преподавателей;

– увеличение количества мероприятий, проведенных по формированию культуры здоровья студентов и преподавателей.

Эстафета медиков – участников I Олимпиады принята современным поколением молодежи. Четвертый год спортивный марафон демонстрирует спортивные достижения студентов – медиков, утверждая ценность здорового образа жизни, формируя мировоззренческую позицию качества жизни, где профессия врача и спорт – неразрывны.