Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INTRODUCING OF DISTANCE EDUCATION TO TRAINING PROCESS FOR BACHELORS FOR SPECIALTY «TECHNOLOGY OF PRODUCING AND PROCEEDING OF AGRICULTURAL PRODUCTION».

Lapteva N.G. 1 Glushenko L.F. 1 Glushenko N.A. 1 Petrova A.S. 1 Laricheva K.N. 1
1 Novgorod State University named after Yaroslfv the Wise
2288 KB
Authors presented an analysis of possibilities of distance education at present for training of educational programs, described negative and positive moments This programs may be successful used in training process. First course for this aim – «Beginnings of scientific investigation» for bachelors training for specialty «Technology of producing and proceeding of agricultural production».
distance education
educational technologies

Современный уровень развития информационных технологий открывает новые горизонты в области высшего образования – благодаря внедрению дистанционного обучения стало возможным получать качественное образование удаленно, независимо от места проживания студента, постоянно повышать свою квалификацию. Кроме того, эта форма обучения дает возможность получать высшее образование людям с ограниченными возможностями здоровья [2].

Программы дистанционного обучения не предполагают постоянного присутствия студентов в вузе. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется посредством IT-технологий. При внедрении данного вида образовательных программ возможно их совмещение с занятиями, проводимыми в очной форме (семинары, коллоквиумы, лабораторный практикум и др.), что необходимо для укрепления профессиональных компетенций.

Дистанционное образование дает возможность студентам экономить свое время, повышать свою квалификацию, занимаясь одновременно на многих курсах, позволяет каждому обучающемуся индивидуально работать с преподавателем [1].

Основным инструментом реализации программ дистанционного образования является интернет, позволяющий вести непрерывный диалог преподавателя и студентов, независимо от места нахождения последних. Учебный процесс при дистанционном обучении состоит из классических элементов учебных курсов: лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров, контроля знаний. Лабораторные работы студент может выполнить только виртуально [3].

В ходе работы с курсами дистанционного обучения преподаватель может регулировать сроки и условия выполнения заданий, даты проведения зачета или экзамена, допуск студентов к сдаче контрольных точек.

Наряду с положительными моментами дистанционного образования необходимо отметить и его отрицательные стороны. Во-первых, отсутствует межличностный контакт преподавателя со студентом, что ограничивает возможности мотивации обучаемых, передачи знаний и более точного контроля их уровня. Во-вторых, исключается работа студентов в группах, что ведёт в последующем к неумению работать в коллективе. В-третьих, выполнение работ «виртуально» не научит студента работать «руками», в лабораториях и на производстве.

Поэтому внедрение дистанционных форм образования идёт сегодня наиболее активно для гуманитарных направлений. Это связано также с отсутствием сложного лабораторного практикума при освоении компетенций.

При подготовке бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» в соответствии с компетентностной моделью выпускника практически нереально полностью перейти на дистанционные формы обучения. Однако нельзя и отказываться от предлагаемых сегодня возможностей IT-технологий. В связи с этим перед нами встала задача выбора учебных курсов, преподаваемых на кафедре «Технология переработки сельскохозяйственной продукции», или их элементов для реализации их в форме дистанционного обучения.

При анализе учитывали возможности программного обеспечения университета, требования к освоению компетенций студентом, объём лабораторных работ, сложность теоретического материала.

В Новгородском университете внедрена система поддержки дистанционного образования – Moodle 2, являющаяся одной из лучших на сегодняшний день. В результате выполнения проекта развития дистанционных форм обучения в рамках Программы Стратегического Развития НовГУ завершен первый этап разработки дистанционных курсов для основных направлений бакалавриата: информатика, история, культурология, педагогика и психология, правоведение, философия, химия, экономика, экология, безопасность жизнедеятельности и другие. Проводится разработка и внедрение новых дистанционных курсов. Информация абитуриенту по многим дистанционным программам указана на сайте Университета.

Обычно работа студентов с курсами дистанционного обучения начинается с ознакомления с «Рабочей программой», включающей: темы лекционных, практических, лабораторных занятий, требования и оценочные критерии уровня освоения компетенций, описание форм контроля знаний, карту учебно-методического обеспечения курса.

Дистанционный курс содержит теоретические материалы, вопросы и тестовые задания для контроля знаний, методики выполнения практических работ и материалы для них.

На кафедре ТПСП для бакалавров направления 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» готовится к внедрению курс «Основы научных исследований». Критериями выбора данного курса являлись следующие:

– курс является базовой частью программы обучения по направлению 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», заявленному в лицензии НовГУ;

– для работы с данным курсом от студентов не потребуется установка дополнительного программного обеспечения;

– для работы с компьютером при освоении курса достаточно знаний и умений на уровне пользователя среднего уровня;

– курс «Основы научных исследований» рационально сочетает различные виды учебно-познавательной деятельности, что позволит эффективно управлять деятельностью студентов в ходе обучения;

– структура данного курса обеспечивает полный цикл самостоятельной работы студентов, без привлечения занятий, проводимых в очной форме,

– комплект учебных материалов программы «Основы научных исследований» обеспечивает разработку полностью готового для включения в учебный процесс продукта.

Освоение разрабатываемого дистанционного курса «Основы научных исследований» предлагается начинать со знакомства с информацией об организации курса и ответственности обучающихся – она расположена под приветственным словом преподавателя в виде «Тезисов курса».

На первом этапе студенты получат систематизированные теоретические учебные материалы, результатом ознакомления с которыми станет базовая основа знаний, проявится интерес к курсу. Теоретический материал пошагово подводит студента к выполнению практических заданий по пройденному материалу, предложенных в определенной последовательности. Практические задания содержат пошаговые инструкции к их выполнению, задания для самостоятельной работы студентов. По ходу работы с материалами курса проводится проверка знаний студентов, инструментами которой являются тестовые задания контроля, что позволяет преподавателю качественно и своевременно осуществлять оценку знаний студентов даже в режиме offline.

Обучение в системе дистанционного образования предполагает общение с преподавателем. Студент имеет возможность со всеми возникающими в процессе освоения курса вопросами обращаться на форум для контакта с преподавателем. Совместная работа студента и преподавателя являются залогом и основой успешного достижения цели, несмотря на то, что самостоятельной работе студентов при работе с курсами дистанционного обучения отводится основная роль. Для улучшения качества совместной работы у студентов есть возможность оставлять свои отзывы о курсе. Слаженные, хорошо организованные действия обучающихся под руководством преподавателя позволят обеспечить получение студентами направления 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» полного набора компетенций по данному дистанционному курсу, предоставят возможность применять полученные знания в будущей научной и производственной деятельности.