Молодежь традиционно является объектом многочисленных социологических исследований. Интерес к этой группе вполне закономерен, поскольку молодежь является субъектом социальных трансформаций. Ее представления о жизненном успехе в современном Казахстане формируются в условиях обновления среды существования и, как результат, противоречивости системы ценностей, детерминирующих успех.
Предшествующий этап развития общества характеризовался относительной стабильностью социальной жизни. Стабильность общества выражалась в определенности будущего любого человека, тем более, молодого. Pеальность достижения успеха молодым человеком подтверждалась статусом аттестата, диплома об образовании, гарантированным трудоустройством, гарантированной социальной поддержкой государством. Поэтому успешность жизни зависела не только от индивидуальных усилий самой личности, но и от социальных гарантий государства [1].
Актуальный период развития общества, и мира в целом, характеризуется быстрой изменчивостью, динамичностью социальных условий жизнедеятельности личности, быстрой сменой предметов материальной культуры, а вслед за этим, сменой взглядов, мнений, ценностей и жизненной позиции личности в целом [3].
Кроме того, отсутствие социальных гарантий государства, молодежной социальной политики способствовало тому, что молодежь столкнулась с проблемой неопределенности своего будущего. Поэтому успешность жизни в настоящий период зависит целиком от самого молодого человека, от умения диагностировать социальную ситуацию, «актуальные требования среды», а также, свои притязания, способности и возможности.
Специфика исследования феномена жизненного успеха в социологии заключается в том, что рассматриваются не только праксеологические аспекты деятельности человека, не только эффективные и результативные действия, но и, прежде всего, ценности человека, в соответствии с которыми он ставит и достигает цели.
Для удовлетворения современных требований к специалисту необходим новый подход к проблемам воспитания личности новой формации, здорового, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого, профессионально-культурного человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях современных социокультурных реалий, складывающихся еще в процессе обучения [2, 5].
Годы обучения в высшем учебном заведении являются важным этапом в становлении личности молодых людей. Следует подчеркнуть, что этот период является одним из критических в жизни человека по ряду объективных причин. Сегодня особенно актуальна проблема развития личности будущих специалистов – научно-производственного потенциала страны [4, 6].
Молодежь и молодежная политика в Республике Казахстан, к сожалению, все еще не являются достаточно изученным объектом в силу целого ряда обстоятельств политико-идеологических, материально-технических, финансово-организационных и др. [1].
Цель исследования: разработка типологии представлений студенческой молодежи о жизненном успехе на современном этапе.
Материалы и методы исследования
Нами проводилось анкетирование студенческой молодежи г Алматы.
Выборочная совокупность анкетного опроса: 422 студента (75,4 % девушек и 24,6 % юношей) г. Алматы. В анкетировании приняли участие 54,8 % студентов младших и 45,2 % студентов старших курсов. Большинство (53,3 %) опрошенных были в возрасте 18–19 лет, 33,9 % – в возрасте 20–22 года, 12,8 % приходилось на возрастную группу старше 22 лет.
Способ организации выборки – пропорциональная половозрастному составу генеральной совокупности, с последующим выравниванием по учебно-образовательным группам (квотные признаки – пол, возраст, курс).
Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, глубинное интервью. Анкеты содержали открытые, полузакрытые и закрытые вопросы. Большинство полузакрытых вопросов носили альтернативный характер. После заполнения анкет для открытых вопросов был составлен формализованный список вариантов ответов.
Социально-гигиеническое исследование проводилось в рамках доверительных границ, установленных с вероятностью безошибочного прогноза р = 0,95 и более при t ≥ 2. Вследствие вышеизложенного объем выборки анкет, предложенный в настоящем исследовании, можно считать репрезентативным, так как он лежит в пределах от р = 0,95 до р = 0,97.
Статистическая обработка включала в себя группировку данных, построение простых и сложных таблиц, расчет интенсивных и экстенсивных показателей.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами было оценено влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе и о способах его достижения в условиях современного общества.
При этом среди объективных факторов доминируют влияние доминирующих видов деятельности, уровня материального благополучия, заданных референтных групп, гендерных возможностей на формирование представлений молодежи о жизненном успехе и влияние уровня образования и материального благополучия, протекции, удачного стечения обстоятельств, гендерных возможностей на формирование представлений молодежи о способах достижения успеха.
Среди субъективных факторов лидируют влияние различных по содержанию мнений и оценок по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности, выбираемых референтных групп на формирование представлений молодежи об успехе и влияние личного опыта в достижении успеха на формирование представлений молодежи о способах достижения успеха.
Проведенный анализ влияния объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе показал, что основными критериями успеха также являются наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка. Превалирование последнего критерия успеха в сознании молодежи позволяет сделать вывод о наличии ориентации молодежи на прагматический успех.
В ходе исследования нами была обнаружена вариабельность в представлениях различных групп молодежи об успехе. Студенческая молодежь поставлена в разные жизненные ситуации, поэтому каждому возрасту присущи свои потребности, ценностные ориентации, что не может не отразиться на иерархии критериев успеха. Мы выявили, что значимыми критериями успеха для студентов являются удовлетворенность в интимной жизни, в любви, материальное благополучие.
Изучение влияния объективных и субъективных факторов на представления студенческой молодежи о способах достижения успеха выявило существование такой положительной тенденции как возрастание ориентации на личностные усилия в достижении успеха и снижение ориентации на помощь извне.
Сопоставление объективных и субъективных факторов выявило неоднозначный характер их влияния на представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения. В соответствии с этим социально-дифференцированный состав студенческой молодежи определяет не только специфику представлений об успехе различных групп изучаемой социальной группы, но и наличие, сосуществование нескольких типов представлений о жизненном успехе.
Проведенное нами социологическое исследование позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе. В основании предложенной нами типологии лежат такие типообразующие признаки как субъективная оценка успешности жизни и степень реализации намеченных целей и задач. Мы выделили три типа жизненного успеха студентов.
Первый тип – «самореализовавшийся рационалист». К этому типу относятся 56 % (45 % юношей и 59 % девушек) опрошенных лиц. Молодежь данного типа характеризует их высокая степень реализации намеченных целей, задач, большинство поставленных целей были реализованы ими. Данная характеристика свидетельствует об умении молодых людей не только выстроить иерархию целей достижения, но и об их умении использовать различные способы для реализации своих жизненных планов. Молодежь, принадлежащая к этому типу, рациональна в достижении успеха, поскольку способна выстроить «лексику» целей и способов их достижения.
Следующая характеристика типа – поэтапность жизненного проектирования. Это означает, что на каждом жизненном этапе, в каждой жизненной ситуации перед молодым человеком стоят определенные жизненные цели, реализация которых и будет успехом.
На основе выделенных характеристик типа можно сделать следующие выводы: данные молодые люди самоопределились в жизни – выделили актуальные направления своего развития на основе анализа социальной среды и индивидуальных способностей, возможностей; молодежь имеет навыки проектирования своей жизненной стратегии. Реальность проектирования подтверждается реализацией жизненных притязаний, субъективной оценкой успешности своей жизни. Кроме того, материалы анкетного опроса показали, что молодые люди считают важным условием достижения успеха в современном обществе наличие таких умений как прогнозирование, проектирование, принятие рациональных решений. Это отметили 30 % респондентов.
Второй тип – «частично реализовавшийся идеалист». К этому типу относятся 20 % опрошенных молодых людей (25 % юношей и 17 % девушек). Данный тип молодежи характеризует частичная реализация их жизненных целей, задач; молодыми людьми реализовано не все, что задумано.
Вероятно, это обусловлено особенностью жизненного проектирования данным типом молодежи, а именно, жизнь формируется по «идеальному стандарту, но не как шаг за шагом зарабатываемое жизненное достижение». Проекты молодежи в отношении своей будущей жизни структурны, но не поэтапны, охватывают различные сферы жизнедеятельности человека, профессиональную, семейную сферы, сферу неформального общения и т.д. и, хотя молодежь признает необходимость проектирования своей жизни в современных условиях, в практической деятельности это не осуществляется. Это означает, что наблюдается противоречие между осознанием необходимости определенных «механизмов» достижения и готовностью к реализации запланированных задач.
Отмеченные выше характеристики типа свидетельствуют о противоречивости, неопределенности жизненного статуса молодежи, о поиске себя, поиске основ успешности.
Третий тип – это «несамореализовавшийся иррационалист». К этому типу относятся 27 % опрошенной молодежи (30 % юношей и 24 % девушек). Данный тип молодежи характеризует низкая степень реализации намеченных целей, задач. Это говорит, как о неумении молодых людей выстроить иерархию целей достижения, так и об их неумении использовать различные способы для реализации задуманного. Молодежь этого типа иррациональна в достижении успеха, «плывет по течению». Следовательно, данный тип характеризует, как и предыдущий, неумение проектировать свою жизнь, более того, часть молодежи не имеет проекта достижения вообще. Отличительной характеристикой типа является неуспешность жизни молодых людей (по субъективной оценке).
Следует подчеркнуть, что превалирование типа «самореализовавшийся рационалист» является положительной тенденцией.
Вместе с тем, довольно многочисленным типом молодежи (около трети респодентов) является последний тип – «несамореализовавшийся иррационалист», и это вызывает тревогу, поскольку свидетельствует о неприспособленности существенной группы молодежи к самостоятельной жизни.
Заключение
Таким образом, проведенное нами исследование позволили установить неоднородность и разнообразие поведения молодежи по отношению к жизненному успеху. Это детерминировано неоднородностью «социального взросления» различных групп молодежи. Разработанная типология позволила эмпирически установить противоречивость ориентации молодежи на успех в жизни, что свидетельствует о неоднородности адаптации различных групп молодежи к постоянно обновляющейся среде.
Существенно обогащает и углубляет наше представление об изучаемой проблеме типологический анализ представлений студенческой молодежи о жизненном успехе на современном этапе.
Данные типологии позволили выделить основные особенности поведения студенческой молодежи по отношению к достижению жизненного успеха – ориентация на внешнее самоутверждение, ориентация на внутреннее самоутверждение, самоопределение и самореализация, характеризующие в большей степени успех обучающейся молодежи.
Любая типология, даже подтвержденная результатами эмпирических социологических исследований, довольно условна, поскольку не отражает всего многообразия социальных характеристик изучаемого объекта. Однако ее разработка позволяет составить систематическое представление об изучаемом феномене и способствует решению ряда методологических задач.