Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

A PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF THE INSTITUTIONAL PERSON

Artyomov V.N. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Balashov institute (branch) of «Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky»
2312 KB
The paper considers a philosophical conception of the institutional person expressing the functional correspondence of social and political institutions to the interests, purposes and tasks of historical development. We disclose the philosophical sense of the institutional person as a guarantor of the maintenance of social order and a stable evolutionary development of society. Special attention is drawn to the institutional person as a bearer of the values of knowledge and culture, at the same time ensuring the stability and development of the social and political system as well as the vector unity of the interests of the population and the ruling elites guaranteedly protecting society from various social upheavals including colour revolutions. In the paper we come to the conclusion that the development of the pholosophical conception of the institutional person, in which the institutional person reveals himself as a guarantor of the maintenance of social order and a stable evolutionary development of society, supposes a formation of the methodology opening new horizons in the research of social reality.
philosophical conception
colour revolutions
social being
social and living space
institutional person
order of society
education

Кризис миропонимания и дезинтеграционные процессы, сопровождаемые институциональными кризисами, в странах Западной демократии, применение экономических санкций и попытка экспорта технологий цветных революций в Россию, делают актуальным социально-философское осмысление решения задач сохранения социального порядка и устойчивого развития современного демократического общества.

Появившееся в научной литературе, в конце XX века, понятие «институциональный человек», вследствие закрепившегося игнорирования значимости человека как субъекта и объекта социальных процессов, становится востребованной категорией. Расширяя существующие представления о взаимообусловленности человека и общества, новая социальная категория закладывает фундамент для исследования «человека общества» как «институционального человека», предполагая становление как дисциплинарных так и философских концепций институционального человека, позволяющих более детально проводить анализ объективных причин и корректировать условия сохранения социального порядка и устойчивого развития социума.

Цель данной статьи, рассматривая институционального человека как законопослушного гражданина и свободного человека, познакомить читателя с философской концепцией институционального человека.

Философское осмысление и конструирование рационального для жизни человека порядка социума стали занимать умы мыслителей одновременно с зарождением человеческой цивилизации. Развитие знаний о мироздании и социальном бытие человека способствовали становлению различных философских концепций в той или иной мере предполагающих осмысление категории «человек общества».

С давних времен становления античной философии прослеживается понимание человека общества, как человека содержащего в себе смысл функционального соответствия, выражающего соответствие социального порядка культуре общества, социальной природе бытия. Рассматривая порядок социума, Платон, одновременно рассматривает и человека социума. Тимократия – «тимократический» человек. Демократия – «демократический» человек. Олигархия – «олигархический» человек. Тирания – «тиранический» человек. Настаивая на том, что в справедливом государстве существует справедливый человек, Платон выводит социально-политическую аксиому функционального соответствия человека общества – существующему обществу [6].

Рассматривая «человека – общества» как институционального человека как продукт социальной организации, социального пространства, как категорию функционального соответствия человека в обществе, соответствия социального порядка интересам и задачам исторического развития, конкретизируется понимание пространственной дифференциации общества. Исследуя онтологические и ценностные основания институционального человека, философская концепция наиболее полно подходит для системного анализа социальных явлений и процессов происходящих в современном обществе.

Рассматривая институционального человека в социально-политическом пространстве, раскрывается природа социального. Появляется возможность анализа онтологических и ценностных оснований присущих обществу и человеку. Становятся ясными для понимания одновременные и обоюдно-обусловленные процессы становления сознания человека, порядка социума, жизненного пространства цивилизации.

Любой социум имеет институциональную природу, он институционален. Структурированный социальными институтами социум, дифференцирует социальное и жизненное пространство. Вследствие чего, институциональный человек, становится выражением и отражением смысла социальной организации. Пространственное понимания смысла институционального человека, в философской концепции, позволяет рассматривать его как социальную категорию выражающую соответствие исторической эпохи целям и задачам социального развития.

Социальное и жизненное пространство, как взаимно-обусловленные, многомерные сущности тесно переплетаются в пространстве цивилизации, несущей смыслы социального бытия и определяющей цели исторического развития. Формирующие ментальное пространство, язык и ценности культуры, выражают институциональные характеристики цивилизационной идентичности. О людях думающих на одном языке, оперирующие едиными системами ценностей культуры, с институциональной точки зрения можно говорить, что эти люди одной национальности.

Историческое развитие, предполагающее изменение социально-экономических условий, заставляет общество периодически, более или менее быстро переделывать «свои учреждения. Такая переделка никогда не происходит «сама собою» – она всегда требует вмешательства людей, перед которыми возникают, таким образом, великие общественные задачи» [7, с. 334].

Развиваясь вместе с обществом, эту социальную динамику, как человек социального соответствия, выражает институциональный человек. В каждую историческую эпоху институциональный человек, всегда человек новый. «И в пассивной, и в активной своей роли «человек институциональный» предстает как политически предсказуемый субъект, чуждый любых форм экстремизма или политического эскапизма. Немаловажно и то, что обе отмеченные позиции в институциональном пространстве в разной мере, но открывают простор для проявления сущностных черт человека, индивидуальности, активности и инициативы» [9, с. 536–537].

Игнорирование изменения социально-экономических условий политическими элитами, разрушают социальную сущность институционального человека, формируют противоречия в развитие общества. Доведённые до антагонизма эти противоречия готовят объективно обусловленные социальные революции. Правящие элиты, не учитывающие интересы социально-исторического развития, уничтожаются.

«Революционная буржуазия взяла власть в 1789 году потому, что уже обладала ею. … буржуазия уже располагала командными постами и невиданной дотоле силой – деньгами» [4, с. 287]. Философская концепция институционального человека дополняет выводы А. Камю и показывает то, что буржуазные революции Нового времени, а также условия их победы подготовило развитие знания и распространение образования. С развитием образования, в обществе на первый план выдвигается проблема справедливости, отрицающая милость. Овладение знанием «серединных слоёв» города формирует новые системы интересов и демократических ценностей. Распространение знания в обществе готовит новую институциональную ситуацию. Отождествляя справедливость с равенством, наносится последний удар по абсолютной монархии. Формируется новый институциональный человек – человек, представитель среднего класса.

Анализируя институционального человека как пространственный концепт-конструкт, появляются видимые границы социального и жизненного пространства, вскрываются новые сущности социальной реальности. В этом случае человек институциональный, выражая смысл социальной организации, всегда остаётся конкретным человеком. Но в жизненном пространстве социума могут появляться корпоративные образования с другой культурой. Последовательно проводя мысль о том, что общество есть расширенная личность, а личность есть сжатое общество В. Соловьёв обращает внимание на причины разрушающие социальную целостность: «из сознательных и волевых элементов … возникает действительно противоположение себя целому, стремление выделиться и обособиться от него. В таком стремление положительная сила народности превращается в отрицательное усилие национализма» [8, с. 65]. Чужеродные смыслы формируют в жизненном пространстве социума рискогенные сообщества, с жёстко регламентированными субпространствами, дестабилизирующими естественный порядок социума.

Формальные признаки позволяют говорить о том, что человек социального субпространства, тоже человек институциональный. Как конкретный человек он может быть участником преступной группировки, бюрократом, серой посредственностью системы. Но ««человека институционального» нельзя смешивать с «человеком организации» или «корпоративным человеком»» [5, с. 53].

Как только из общественного сознания начинают вымываться смыслы добродетели, справедливого, одновременно разрушаются социальные смыслы институционального человека, начинается подготовка благодатной почвы для «цветных» революций. Девальвированные ценности образования и культуры, разрушенная социальная справедливость, пронизанный эгоцентрическим началом деградированный народ, есть необходимое и достаточное условие для развития цветных революций.

Раскрывая смыслы социального развития, философская концепция институционального человека, делает понятными и доступными для осмысления как механизмы взаимодействия, так и столкновения интересов развития человека и общества, обосновывая существование законов социальной диалектики.

Общество может как содействовать раскрытию потенциальных возможностей человека, так и подавлять их. Когда в человеке «действуют противоречивые склонности, у него есть свобода выбора. Границы этой свободы определяются существующими реальными возможностями. Эти возможности детерминированы общей ситуацией» [11, с. 161]. Социальные противоречия из институционального человека «выращивают» бунтующего человека, который «борется за целостность своей личности. Он стремится поначалу не столько одержать верх, сколько заставить уважать себя» [4, с. 130].

Показывая взаимообусловленность развития материального производства и социально-политической организации общества, философская концепция институционального человека, раскрывает институционального человека в качестве носителя ценностей знания и культуры.

Дополнив систему человек – общество, важной доминантой, знанием, философская концепция институционального человека, наиболее полно отвечает на вопросы взаимообусловленности функционирования человеческой жизни в социальной среде.

Философская концепция институционального человека, определяя векторное единство развития интересов населения и правящих элит, позволяет проводить системный анализ устойчивости социально-политической системы, соответствия социально-политических институтов целям и задачам, интересам исторического развития, гарантированно защищая социум от всяких социальных потрясений, включая и цветные революции.

Развитие философской концепции институционального человека, в которой институциональный человек раскрывается как гарант сохранения социального порядка и устойчивого эволюционного развития общества, предполагает становление методологии открывающей новые горизонты в исследовании социальной реальности.