Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2267 KB

На современном этапе возрастает роль человеческого фактора и его основы – интеллектуального капитала в культурном строительстве общества. В то же время интеллектуальный ресурс общества имеет естественный источник в виде природного интеллекта индивидов [1]. Развитие и формирование природного интеллекта осуществляется в процессе образования. Использование интеллекта человека в процессе деятельности ученых, инженеров, конструкторов, техников, других специалистов, высококвалифицированных рабочих приводит к накоплению интеллектуального потенциала цивилизации. Одной из основных проблем воспроизводства интеллектуального капитала остаётся развитие интеллекта в процессе образования [5].

Богатство страны строится на собственных природных ресурсах, главным из которых является человек. В период инновационного развития общества условием инновационности становится воспитание человека, осознающего стремление к собственному личностному развитию [4]. Усиление роли человеческого фактора в обществе требует особого внимания к выявлению и развитию одарённости индивида в процессе образования. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Характер, уровень и качественное своеобразие развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [6]. Человеческий фактор в виде личностных характеристик и профессиональных компетенций каждого индивида всё более становится определяющим в инновационном преобразовании жизни общества. Формирование личностных и социально значимых качеств с раннего детства сопряжено с систематической целенаправленной работой, выявлением и развитием детской одарённости, начиная с дошкольного детства.

Задача развития детской одарённости актуализируется в связи с переходом общества на путь интенсивного развития, в период смены технологических укладов. Диалектика развития системы дошкольного образования как элемента отечественной культурной традиции состоит том, что его качество зависит от инновационного развития общества и одновременно обеспечивает его [2]. Развитие интеллектульных предпосылок в раннем детстве увеличивает возможность роста интеллектуального капитала общества [3]. От своевременности начала работы по дальнейшему развитию одарённости зависит обеспеченность общества одарёнными компетентными специалистами, успешными в общественно значимых областях жизни, способными составить человеческий капитал общества.