Певтингерова карта получила свое название по имени известного политика и гуманиста, проживавшего в Аугсбурге, Конрада Певтингера (1465–1547 гг.). Последний получил ее в наследство от немецкого ученого, профессора Венского университета, Конрада Кельтеса (1459–1508 гг.).
Весьма вероятно, что Кельтес обнаружил указанный документ в библиотеке одного из германских монастырей, поскольку был одержим поисками древних манускриптов. Были высказаны соображения о возможности хранения рукописи в монастырях в Кольмаре, Вормсе, Шпейере и Райхенау, однако до конца данный вопрос остается не решенным.
С 1738 г. карта хранится в рукописном собрании Австрийской Национальной библиотеке в Вене.
Документ, судя по палеографическим данным, был изготовлен в XII–XIII вв., но по форме и содержанию относится к начальным векам новой эры. Следовательно, мы имеем дело с ценнейшим историко-географическим источником римского времени.
Наиболее обстоятельный анализ Певтингеровой карты дан в работах А.В. Подосинова.
Карта представляет собой пример так называемого rotalus – свитка, наматываемого на деревянный цилиндр. Уже это указывает на связь данного ценнейшего документа с античностью, ибо в эпоху средневековья предпочитали иные способы фиксации.
В настоящее время карта состоит из 11 листов пергамена, изначально склеенных друг с другом, образовавших ленту длиной 6,75 м и шириной 34 см [3, с. 63; 2, с. 287].
В 1863 г. свиток был разделен на отдельные листы; в 1930-е гг. каждый из них был помещен между двумя стеклянными пластинами [2, с. 287].
Сохранность карты признается А.В. Подосиновым «относительно» хорошей: «Естественные дыры, старые швы и работа червей повредили ее не в такой степени, в какой химические процессы, вызванные воздействием кислорода и дневного света, а также длительное ее использование. В результате зеленая краска, которой были окрашены моря, реки, озера и океаны, из-за высокого содержания в ней солей меди испортила в ряде мест пергамен, так что многие названия морей, гаваней, устьев рек, островов, написанные на зеленом фоне, оказались нечитаемыми. Особенно же пострадали верхний и нижний края карты, которые подверглись двойному воздействию – химическому (верх и низ почти везде занимает океан, окрашенный зеленой краской) и механическому (частое разворачивание и сворачивание свитка)» [2, с. 288].
При анализе Певтингеровой карты следует учитывать общую направленность римской картографии – возвеличивание власти римских кесарей: «Главным стимулом и причиной их создания были имперские амбиции правителей, заинтересованных в пропаганде своей власти»; «Вероятно римскую традицию имперской пропаганды средствами картографии следует считать самой древней и парадигматической для последующих веков» [5, с. 196].
Карта дает величественную картину древнего мира, каким его представляли в эпоху Римской империи.
На ней изображены все три известные к тому времени континента – Европа, Азия и Африка – от Атлантического океана, Британии и Испании на западе до Цейлона и Индии на востоке, причем восточные страны омываются восточным океаном. Воды океанов омывают также Европу и Азию, а Африка на них, представленная весьма усечённой, завершается горами [3, с. 63; 2, с. 288].
Лист с изображением большей части Британии, Ирландии, Западной Мавритании, Испании, был утрачен еще в эпоху Средних Веков.
Ориентация карты – северная.
Карта необычна, прежде всего, своей непропорциональностью, соотношением длины и ширины (20:1), следствием чего явилось смещение масштабов и весьма существенные искажения.
Исследователи, в т.ч. А.В. Подосинов, отмечают «сильную растянутость стран и континентов в широтном направлении и, наоборот, их сужение по вертикали север-юг. При этом моря, включая Средиземное, сведены до узких полосок, разграничивающих сушу, что может свидетельствовать об отсутствии у составителя карты интереса к морским коммуникациям» [2, с. 288].
Б.А. Рыбаков обратил внимание, что карта изображает «весь Старый Свет как бы в перспективной проекции, то есть так, что срединная часть со Средиземноморьем и Малой Азией показана более подробно, а южные, северные и восточные окраины даны в сильном сокращении, во-первых, потому, что там не было римских дорог, а во-вторых, потому, что римские географы плохо знали северо-восточные земли. Показывая довольно точно мелкие реки и города в известной ему части земли, древний картограф сильно сокращал неизвестные ему области. Так, в интересующем нас Подунавье и Причерноморье географический кругозор Кастория проходил через Карпаты и верховья таких речек, как Когильник (Агалинга). Там, где кончались его знания, он провел береговую линию Балтийского моря, которое оказалось, таким образом, на карте примерно на расстоянии 200–400 км от Черного моря и Дуная, тогда как на самом деле это расстояние равно 1300–1400 км…» [6, с. 35-36].
Данные особенности сего важнейшего документа обусловили, как подчеркивал А. Погодин, то обстоятельство, что занесенные на узкую ленту географические названия не всегда точно указывают местоположение племен: «Из них мы можем заключить лишь то, через какие племена приходилось проезжать путнику; границы же племен ничуть не интересовали составителя таблиц. Отсюда и выходит, что иной раз одно и то же племя дважды повторяется на ленте…» [4, с. 8].
Карта весьма информативна и содержит около 3500 наименований: «Главную достопримечательность карты, ее основное содержание составляют сухопутные дороги, покрывающие своей сетью почти все пространство карты и показывающие не только основные маршруты и соединяющие их поперечные пути, но и находящиеся на них крупные города, станции, узловые пункты, переправы и расстояния между ними. Место нахождения города или станции обозначается небольшим поворотом линии вниз. Многие населенные пункты (или самые крупные, или могущие иметь какое-то значение для путешественников), выделены с помощью так называемых виньеток – рисунков, обозначающих башни, здания, гавани, маяки, алтари, храмы и т.д. (всего 555 виньеток). Три города – Рим, Константинополь и Антиохия – выделены особенно пышно: видящие на троне фигуры в коронах и шлемах с перьями, с царскими регалиями или с копьем и щитом подчеркивают особую важность этих городов. Большинство других виньеток – 429 из 555 – представляют собой фасад двубашенного здания. На карту нанесены также некоторые горы и реки, даются названия народов и провинций… Океаны, моря, озера и реки окрашены зеленоватым цветом; на желтоватом фоне суши черным цветом, как правило, надписаны названия городов, станций и обозначения миль; названия рек, большинства областей и стран, а также сами линии дорог сделаны красной краской; имена народов написаны то красной, то черной краской (очевидно, в целях разнообразия)» (А.В. Подосинов) [2, с. 288–289].
Однако географические объекты сильно смещены по отношению друг другу. Иногда картина расположения племен, городов, народов весьма искажена, грешит излишним схематизмом. Обнаруживается и некоторая условность в расположении рек, течения которых, за исключением Рейна и Дуная, представлены достаточно обобщенно.
Обращает внимание отсутствие подробных сведений о другой великой древней цивилизации – китайской, что говорит в пользу ограниченности знаний римских картографов относительно регионов, отдаленных от Римской державы. Между тем внешнеполитические связи древнего Китая были обширны.
Посылались дипломатические и торговые экспедиции в некоторые районы Индокитая. В «Лян шу» сказано, что китайцы III в. имели сведения о более чем ста иноземных странах на юге и юго-западе [1, с. 138–139].
В правление Мин-ди, как указано в «Хоуханьшу», в Индию направлено посольство, целью которого было ознакомление с догматами буддийского вероучения:
«Повествуют, что Мин-ди (58–75 гг. н.э.) в 64 г. во сне видел золотого человека, высокого роста, с лучистым сиянием на голове, и просил вельмож изъяснить это. Вельможи сказали ему, что в западной стране есть дух, называемый Фо (Будда); остов его в вышину содержит 16 футов и золотистого цвета: почему Мин-ди отправил в Тяньчжу посланника собрать сведения о вероучении Фо» [7, с. 229].
В «Хоуханьшу» упоминается о посольствах из Индии между 89 и 106 гг., а также о посольствах 159 и 161 гг.:
«В царствование Хо-ди, 89–105, из Индии несколько раз присылали в Китай посольства с дарами. Впоследствии, как Западный край взбунтовался, то и приезд посольств прекратился. При Хуань-ди, 147–167, во второе и четвертое лето правления Янь-хи, 159–161, из Индии были посольства с дарами через Жи-нань (государство в Индокитае)» [7, с. 228–229].
Описание Индии, сохранившееся в «Хоуханьшу», вполне реалистично:
«Тяньчжу иначе называется Шеньду, лежит за несколько тысяч ли от Юечжы на юго-востоке. Обыкновения сходны с юечжыскими. Земли низменны и влажны, климат жаркий. Столица лежит при большой реке. Сражаются сидя на слонах. Жители слабее юечжысцев. Исповедуют Шагя-мониеву веру. Отвращение от убийства и войны обратилось в обыкновение. От Юечжы и Гаофу на юго-запад до западного моря, на восток до государства Паньцы, все это пространство земель принадлежит Индии. Индия заключает в себя несколько десятков отдельных городов, несколько десятков отдельных владений; в каждом городе поставлен градоначальник, в каждом владении – владетель. Хотя между городами и владениями есть небольшое отличие, но все они известны под общим названием Индии. В это время все находились под зависимостью юечжыского государя, который, убив индийского государя, управление Индией вверил своему полководцу. В Индии находятся слоны, носороги, большие черепахи, золото, серебро, медь, железо, свинец, олово. На западе имеет сообщение с государством Дацинь. В Индии находятся дорогие вещи из Дацини; есть тонкое полотно, хорошие тонкие ковры; разные благовония, каменный мед, горошчатый перец, инбирь, черная соль» [7, с. 228].
Китайцы имели представление и о Римской империи. Под 166 г. в «Хоуханьшу» упоминается о посольстве, направленном в Китай из Рима:
«Владетель давно искал случая открыть сообщение с Китаем; но аньсисцы, желая одни снабжать Дацинь китайскими шелковыми тканями, не пропускали дациньцев через свои пределы в Китай. При Хуань-ди, 147-167, в девятое лето правления Янь-си, 166, дациньский владетель Аньтунь отправил посланника, который вступил в Китай через Жи-нань. Он поднес Двору слоновые зубы, носороговые рога и черепашины. Это в первый раз открыли сообщение. Что в числе даров, поднесенных Двору, нет дорогих редкостей, это, вероятно, сочинителем описания опущено» [7, с. 227].
Таким образом, китайские хроники имели представление, как об Индии, так и о Риме. В то же время Певтингерова карта не обнаруживает достаточно тесного знакомства с Поднебесной. Это свидетельствует об ограниченности кругозора ее автора. Певтингерова карта рассматривает Римскую державу в качестве центра Вселенной, не обращая внимания на то обстоятельство, что были и иные цивилизации, не менее великие и заслуживающие внимания.
Как это похоже на современный Западный мир – Западную Европу и ее заокеанское продолжение (США, Канада, Австралия) – который воспринимает только себя как светоч демократии и мира. Стоит напомнить, что точно так же мыслили о себе их предшественники – римляне. Однако всегда стоит помнить и о том конце, который ожидал великую империю в V в. н.э.! Пусть не забывают об этом и нынешние «глобалисты» Европы и США. Нет и не будет единой мировой цивилизации – те же, кто утрачивает чувство реальности, кого не учит опыт предшествовавших поколений, на собственном опыте испытают последствия применения на практике ложной теории.