Переход на многоуровневую модель подготовки бакалавр – магистр в современных условиях потребовал модернизации системы образования в вузе в целом и в обучении будущих педагогов в частности. В новой концепции высшего образования акценты переносятся с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности. Поскольку профессиональное формирование бакалавра становится неотделимо от личностного развития, то основными факторами его становления в процессе обучения в ВУЗе становятся творческая индивидуальность и профессиональная компетентность на основе теоретической и практической подготовки. Данный подход предполагает изменение содержания процесса обучения бакалавров в целом и содержания практики в частности.
Практика является важной составляющей процесса подготовки будущих педагогов и осуществляется на всех ступенях обучения в вузе. Охарактеризовать ее можно как поэтапный процесс восхождения от выбора профессии до овладения ею в системе высшего педагогического образования. В период практики студент не просто углубляет или закрепляет знания, он их открывает и присваивает, убеждаясь в том, что теоретические знания делают педагога способным грамотно строить учебно-воспитательный процесс, анализировать и оценивать реальную педагогическую жизнедеятельность. В этих условиях проверяется правильность профессионального выбора, определяется наличие личностных данных, необходимых для работы с детьми.
При разработке предлагаемого учебно-методического пособия мы опирались на фундаментальные работы, посвящённые вопросам педагогической практики студентов, О.А. Абдуллиной, А.И. Пискунова, В.А. Сластёнина, В.И. Слободчикова и других, а также на работы, посвящённые формированию проектировочной (Е.В. Кетриш), профессионально-педагогической (Т.А. Кожевникова, Т.А. Крюкова, М.В. Лазарева), исследовательской (М. Дзидзоева и др.) компетенций будущих педагогов в процессе педагогической практики.
Основная цель учебно-методического пособия – способствовать социально-коммуникативной первичной профессиональной адаптации будущих педагогов в образовательных организациях и овладению технологией психолого-педагогического исследования, направленного на совершенствование воспитательного процесса.
Представленные в пособии программа психолого-педагогической практики и учебно-методические материалы и рекомендации к ней апробированы в условиях производственной практики студентов СурГПУ в образовательных организациях города Сургута с 2012 по 2015 гг.
Экспертная оценка программы работодателями, а также анализ и обобщение результатов практики студентов позволили внести в содержание представляемого учебно-методического комплекса коррективы по его совершенствованию.
В первой главе «Нормативно-организационные основы, регулирующие деятельность студентов на психолого-педагогической практике в образовательной организации» раскрываются нормативные требования к организации производственной практики, и определяется ее содержание, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию данного вида учебно-профессиональной деятельности.
В содержании программы выделены инвариантные и вариативные задания по всем направлениям практики, обозначены методические материалы, способствующие успешному выполнению студентами заданий, а также указаны реальные продукты деятельности студента-практиканта по каждому виду заданий (иллюстрацией к сказанному является фрагмент таблицы).
Направление |
Инвариантные задания (И) Вариативные задания (В) |
Методические материалы |
Результаты |
Во второй главе «Фонд оценочных средств по психолого-педагогической практике» особое внимание обращается раскрытию фонда оценочных средств, в котором определены результаты прохождения педагогической практики, перечень учебных оценочных средств, программа, критерии и показатели оценивания основных учебных результатов. Третья и четвертая главы, «Методическое сопровождение учебно-исследовательского этапа психолого-педагогической практики в образовательной организации» и «Методическое сопровождение этапа воспитательной деятельности психолого-педагогической практики в образовательной организации» соответственно, содержат информацию, раскрывающую методическое сопровождение учебно-исследовательского этапа, а также этапа воспитательной деятельности психолого-педагогической практики. Даны чёткие указания по осуществлению различных видов деятельности, выполнению заданий на практике по всем направлениям деятельности. Отражение содержания программы и методического сопровождения к ней в данном формате содействует чёткому пониманию студентами-практикантами требований к его деятельности на практике.
Несомненную ценность для студента-практиканта представляют имеющиеся в приложении практические материалы.
Достоинством предлагаемого учебно-методического пособия, представляющего программу психолого-педагогической практики и методические рекомендации к ней, является вариативность представленного содержания и диагностического инструментария по реализации основной цели производственной практики, обеспечивающие свободу выбора и самостоятельность студентов и, тем самым, гарантированность достижения запланированных результатов.
Содержание учебно-методического пособия «Психолого-педагогическая практика в образовательной организации» имеет следующую структуру:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Общие рекомендации по организации психолого-педагогической практики в образовательной организации
1.2. Содержание психолого-педагогической практики в образовательной организации
Глава 2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Паспорт фонда оценочных средств по психолого-педагогической практике
2.2. Программа оценивания контролируемых компетенций и примерный перечень учебных результатов (оценочных средств) по психолого-педагогической практике
2.3. Критерии и показатели оценивания основных учебных результатов по психолого-педагогической практике
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭТАПА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Методическое сопровождение деятельности студента по изучению и анализу особенностей воспитательной системы в образовательной организации (1 направление)
3.2. Методическое сопровождение деятельности студента по изучению и анализу особенностей воспитательной системы класса (2 направление)
3.3. Методическое сопровождение проведения психолого-педагогического исследования обучающегося (3 направление)
3.4. Методическое сопровождение проведения психолого-педагогического исследования классного коллектива (4 направление)
3.5. Методическое сопровождение деятельности по разработке мини – проекта воспитательной деятельности в классе (5 направление)
Глава 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТАПА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Методическое сопровождение деятельности студента по реализации проекта воспитательной деятельности по решению проблем жизнедеятельности классного коллектива
4.2. Методическое сопровождение деятельности студента по изучению результатов реализации проекта по решению проблемы жизнедеятельности классного коллектива
4.3. Методическое сопровождение деятельности студента по созданию портфолио методических и диагностических материалов классного руководителя
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль «Начальное образование», организаторам педагогической практики, преподавателям, методистам, учителям начальной школы и работникам образовательных организаций.