Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Современные условия жизни и образовательно-воспитательной практики с особой актуальностью выделили следующие проблемы в подготовке специалистов, занимающихся вопросами воспитания:

1) повышение уровня научной и практической подготовки кадров;

2) методическое обеспечение современного учебно-воспитательного процесса в профессионально-педагогической школе;

3) реализация компетентностного подхода в изучении основ профессиональной деятельности.

Решение всех этих проблем нашло отражение в данном учебнике.

Настоящий учебник органично включает в себя как теоретические основы воспитания, так и методические аспекты воспитательной деятельности. Одной из особенностей учебника является то, что в нем осуществляется не только рассмотрение внешней стороны явлений, возникающих в практике воспитания, но и сделана попытка объяснения механизмов этих явлений, основанных на психологических, философских аспектах развития личности или общности людей.

Структура учебника «Методика воспитательной работы» выстроена следующим образом. Шестнадцать глав тематического содержания учебника объединены в пять разделов.

Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических основ воспитательной деятельности, освещению современных подходов к воспитанию в воспитательной системе организаций общего и среднего профессионального образования. Рассматривается сущность воспитания в условиях воспитательной системы современного периода, цели воспитания. Особое место отведено изучению диалектики воспитательного процесса, законам, закономерностям и принципам воспитания. Рассматриваются принципы воспитания в системе подготовки рабочих и специалистов среднего звена в учреждениях среднего профессионального образования.

Во втором разделе учебника рассматриваются вопросы, связанные с практической деятельностью по организации воспитательной работы: управление воспитательным процессом, проектировочная деятельность педагога, педагогическое целеполагание в воспитательной работе, проектирование и организация различных форм воспитания с использованием методики личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. Подробно рассматриваются критерии оценки воспитательного мероприятия и технология выполнения педагогического анализа воспитательного мероприятия на завершающем этапе проектирования. Рассматривается анализ педагогической ситуации.

Трудности воспитательного процесса, сопротивление воспитанию и способы его преодоления составляют проблемное ядро для исследования особенностей воспитательной среды образовательного учреждения и социума. Элементы воспитательной среды рассматриваются в третьем разделе учебника.

Темы педагогического взаимодействия, технологий профессионально педагогического общения являются органичным продолжением обсуждения особенностей воспитательной среды и проблем воспитания (четвертый раздел учебника). Знание современных подходов к воспитательному взаимодействию, технологий профессионально-педагогического общения обеспечивает будущему педагогу профессионального обучения возможности эффективной воспитательной деятельности.

Важная особенность содержания этого раздела – описание психолого-педагогических принципов организации педагогического взаимодействия, их необычная для педагогической практики трактовка с точки зрения решения задач гуманистической педагогики, объяснение роли педагогической центрации в обеспечении результатов педагогического взаимодействия. Выделяется и объясняется сущность того типа психологической центрации педагога, который соответствует его истинно гуманистической личностно-профессиональной позиции.

Особое место в описании основ педагогического взаимодействия уделяется личностно центрированному подходу, его отличиям от личностно ориентированного подхода и возможностям реализации личностно центрированного подхода для организации субъект-субъектного взаимодействия. Вопросы фасилитации, культуры педагогического влияния рассматриваются для обеспечения возможности осуществления диалога с доминантой на собеседнике, являющегося основой в создании атмосферы доверия.

Пятый раздел учебника посвящен реализации компетентностного подхода в процессе изучения методики воспитательной работы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, для высшего образования результат образования будущих педагогов профессионального обучения выражается в совокупности сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим выявление условий для формирования компетенций в процессе изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» играет наиважнейшую роль. Представлена структура компетенций и модель формирования компетенций педагога профессионального обучения в решении воспитательных задач.

Как важное средство для формирования общих и профессиональных компетенций рассматривается проектно-целевой подход. Сущность проектно-целевого подхода, ведущие принципы, разработка проекта деятельности, организация мониторинга сформированности компетенций, поиск познавательных целей воспитанниками – осмысление этого круга вопросов будущими педагогами профессионального обучения закладывают надежную основу для появления предпосылок педагогического мастерства в вопросах воспитания.

Завершает пятый раздел глава, посвященная организации самостоятельной работы студентов. Проектная деятельность, кластерный подход в формировании компетенций, приемы организации рефлексии в изучении методики воспитательной работы, построение профессиограммы педагога профессионального обучения, разработка целеполагания в собственной познавательной деятельности – этот круг вопросов, являющихся чрезвычайно важными в подготовке педагога профессионального обучения, нашел отражение в данном учебнике.

В приложении приводятся темы рефератов, курсовых и дипломных работ, модели плана воспитательной работы, а также примеры планирования работы и разработки воспитательного мероприятия.

Учебник для изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» Т.Г. Суминой отражает особенности воспитания в современных условиях. Освоение теоретических и практических основ воспитательной деятельности не просто направлено на реализацию гуманистической парадигмы образования и воспитания. Рассмотрение этих вопросов в изложении данного учебника предоставляет возможность практически реализовывать идеи гуманистической педагогики.