Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» Л.А. Байкова; доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет и. М.А. Шолохова» А.А. Вербицкий.

Одобрено Научно-методическим советом Российского нового университета.

Название и шифр специальностей и направлений подготовки студентов, для которых рекомендовано издание: «Педагогическое образование» (050100), «Психолого-педагогическое образование» (050400), «Социальная педагогика» (050711.65), «Организация работы с молодежью» (040700).

Постсоветское общество, пережив период переосмысления собственной сущности, во 2-м десятилетии XXI века обращается к педагогическому знанию как важному условию гуманитарного прогресса при сохранении гуманистических традиций цивилизации, государства, этносов. Монография И.В. Ульяновой «Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников» непосредственным образом откликается на социальный запрос представить модель образования (воспитания и обучения) постиндустриальной эпохи, во многом парадоксальной, эклектичной, сочетающей значительные достижения политики, техники, искусства с деструктивными тенденциями размывания института семьи и полоролевой самоидентификации личности, культивирования потребительской идеологии, экстремизма, широкого спектра аддикций (игровой, табачной, наркотической, шопинговой и проч.), которая содействовала бы подрастающему поколению в преодолении экзистенциального вакуума, развитии позитивного самосознания, выборе конструктивного, созидательного жизненного пути.

В рамках междисциплинарного подхода в монографии освещаются теоретические и практические аспекты центральной проблемы современности – проблемы смысла жизни личности. Переводя ее в педагогическую плоскость, автор вводит в педагогический тезаурус дефиницию «гуманистические смысложизненные ориентации школьника», указывая тем самым на необходимость конкретизации философской сущности методологического основания педагогики в образовательном процессе, а также актуализации в нем аксиологических, целеполагающих и деятельностных аспектов.

Монография состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В главе I. «Теоретико-методологические основы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников» рассмотрены вопросы:

1.1. Генезис феномена «смысложизненные ориентации личности» (философский, культурологический, социологический, психологический, педагогический аспекты).

1.2. История развития гуманистической педагогической парадигмы в контексте проблемы формирования смысложизненных ориентаций школьников.

1.3. Инновационные тенденции в развитии современной отечественной педагогики как смысложизненноориентационный ресурс ее развития.

В главе II. «Концепция воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников» представлены материалы:

2.1. Формирование смысложизненных ориентаций школьников как направление гуманистической педагогики.

2.2. Характеристика гуманистической смысложизненноориентационной воспитательной системы школы.

2.3. Организация смысложизненноориентационного пространства образовательного учреждения.

2.4. Технология формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников.

В главе III. «Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной системы школы с целью формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников» представлены:

3.1. Модель комплексной диагностики воспитательной системы.

3.2. Процесс и результаты опытно-экспериментальной работы.

3.3. Подготовка педагогических кадров к организации воспитательной системы по формированию гуманистических смысложизненных ориентаций школьников.

Практика и теоретический анализ показали: реализация воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников реально интегрирует воспитание и обучение, преодолевая абсолютизацию сциентизма, технократизма, конструктивизма, пассивного либерализма; позволяет синтезировать актуальные гуманистические традиции мировой педагогики и инноватику, опираясь, в том числе, на:

– совокупность мезопринципов: онтологического, здоровьеберегающего, гендерно-психологического, этико-эстетического, профориентационного, профилактического, соответствующих им направлений воспитания и обучения;

– технологию формирования смысложизненных ориентаций школьников, где социокультурными средствами формирования личности в образовательном процессе определены: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса, а образовательными средствами – урок, тренинг, внеучебные мероприятия, школьные кружки, секции, клубы по интересам, занятия в учреждениях дополнительного образования;

– системное личностное сопровождение школьника, творчески-демократический стиль педагогической деятельности;

– отношение к классу как функциональной мини-модели общества;

– «школьное педагогическое пространство» с условным выделением трех типов сред:

1) предметно-психо-физической;

2) деятельностно-творческой;

3) духовно-нравственной, в которых создаются оптимальные педагогические условия для апробации обучающимися широкого разнообразия социальных ролей с учетом их возраста и проч.

Монография предназначено преподавателям вузов, студентам факультетов психолого-педагогической направленности, руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, родителям.