Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Предлагаемый учебный спецкурс разработан для студентов-иностранцев, обучающихся в Российских вузах, с целью более глубокого их ознакомления с культурой нашей страны и, в особенности, с ее литературными традициями. Данный спецкурс посвящается году русской литературы в России. В учебное пособие включены сведения о музеях-усадьбах известных русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др.

Предлагаемый спецкурс рассчитан на 72 часа, и включает 36 часов аудиторных занятий, из которых 18 часов составляют лекции и 18 часов – семинарские занятия, и 36 часов отводится на самостоятельную работу.

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей. В первой части пособия дается характеристика русской усадьбы (по мотивам известного диссертационного исследования М.М. Звягинцевой) как феномена, в немалой степени определившего особенности отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Усадьба осмысливается как некий знак России, символ отечественной культуры. Неизменно ее присутствие в изобразительном искусстве, литературе, музыке. Большинство имен выдающихся деятелей национальной истории и культуры связано со старинными русскими усадьбами. Посещая эти часто разрушенные и невосстановленные «дворянские гнезда», мы ощущаем присутствие «гения места» некое духовное наполнение, не подвластное времени. Усадьбы неизменно привлекают внимание многочисленных зарубежных гостей, стремящихся здесь обрести понимание таинственной «русской души».

Как пишет М.М. Звягинцева (1997), изучение русской усадьбы в культурологическом аспекте необходимо также для развития отечественной культурологии, становления новых подходов к осмыслению национальных культурных достижений, заполнения историко-культурных лакун. Усадьба является органичным и целостным феноменом русской культуры, появление которого вызвано сущностными социокультурными потребностями и обусловлено всем предшествующим историко-культурным развитием страны. Одной из главных черт, обусловивших «долгожительство» усадьбы, является ее «укорененность» в русской культуре. Единство места жизни многих поколений обитателей усадьбы, близость «колыбели и могилы», вековая прикрепленность к ограниченному пространственному миру ослабляла временные грани, способствуя возникновению цикличной модели времени усадьбы.

Важнейшей чертой русской усадьбы, по мнению М.М. Звягинцевой, является ее полифункциональность. Тип и назначение усадьбы обусловливали специфику ее функционирования, но на протяжении всего своего развития усадьба органично сочетала две составляющие – хозяйственную и культурную, поскольку благосостояние обитателей усадьбы и богатство и разнообразие их культурной жизни во многом зависели от доходности имения. В процессе развития феномена русской усадьбы неоднократно происходила переакцентация функций: на первый план выделялись репрезентативная, утилитарная или художественная функции, однако усадьба всегда оставалась социально-административным, экономическим, архитектурно-парковым и духовным центром определенного региона России.

Теория «жизнеустроения», утверждение свободы помещика-дворянина – основа усадебного строительства. Усадьба выступала своеобразным способом выражения творческой и эстетической энергии русского дворянства. В каждой отдельно взятой усадьбе строилась своя идеальная модель реальности. Монологичность являлась одной из важнейших характеристик русской усадьбы, определявшей ее своеобразие и уникальность (Звягинцева 1997). Наличие границ с внешним окружением являлось необходимым условием сохранения искусственно созданного идиллического «усадебного рая». При этом сама усадьба находилась в сложных и противоречивых отношениях со столицами, с уездным городом, с соседними усадьбами, с крестьянским миром. Ориентированная на столичную культуру, усадьба всегда являлась оппозицией государственности, существуя одновременно как явление провинциальной культуры.

Кроме того, усадьба становилась основным компонентом ландшафта, часто изменяя природное окружение и занимая самое выгодное в эстетическом отношении место. Наибольшее распространение в среднепоместной провинциальной усадьбе получил «натуральный» тип парка, наиболее соответствовавший русскому «пейзажному» мышлению. Национальное своеобразие русских усадебных садов и парков заключалось в их большей открытости, в органичном сочетании камерности и пространственной связи с окружением, в соразмерности человеку, в активном сочетании хозяйственной и художественной функций, в создававшейся в них «минорно-мажорной» атмосфере. Следы усадебного преобразования природы национальный ландшафт хранит до настоящего времени.

Русская усадьба всегда была и рассматривалась ее обитателями как «родовое гнездо» русского дворянства. Ее атмосферу поддерживали портретные галереи, иллюстрировавшие «семейное родословное древо»; мини-музеи, рассказывавшие о заслугах предков; усадебные церкви, обычно служившие фамильными усыпальницами.

Главный принцип усадебного бытия – понимание жизни как творчества – находил разные формы выражения. Деятельный характер владельца усадьбы являлся средством достижения гармонизации и его личности и всей жизни в поместье. В этом плане к полезной деятельности одинаково относились хозяйственные усовершенствования и интеллектуальные занятия, художественный дилетантизм и разнообразные усадебные увеселения.

Образ усадьбы постоянно присутствует в отечественной художественной культуре. Наиболее адекватным средством его выражения являются изобразительное искусство и литература.

Вторя часть учебного пособия включает описания ряда музеев-усадеб, связанных с именами известных русских писателей и поэтов.

Изучение спецкурса предполагает написание реферата на избранную тему, предусмотренную программой. В конце учебного пособия предлагается список тем для самостоятельного изучения и написания реферата, а также для составления комплекта слайдов для презентации.

В конце книги дается обширная библиография использованной литературы.