В представляемых на XXVII выставку-презентацию Методических рекомендациях ставится техническая задача, описывается сущность генерации планово-аналитических инструментов и моделирования процесса управления множеством данных потребительских показателей продукции в экономической системе для решения данной задачи. В результате описывается технический результат, который заключается в таком новом способе генерации планово-аналитических инструментов и моделирования принципиально новых этапов, стадий и раскрывающих их операций по управлению множеством переменных данных потребительских показателей продукции, который приводит к повышению уровня конкурентоспособности продукции за счёт синергии выходных данных предложения продукции с учётом временных и пространственных параметров при оптимизации затрат на её изготовление и сбыт, а вследствие этого и к обеспечению большей эффективности организации (предприятия), лучшему удовлетворению общественных потребностей.
Таким образом, в качестве объекта исследования было выбрано предприятие (организация, фирма) с её инструментами экономического планирования хозяйственных связей, делового окружения, стратегических зон хозяйствования (СЗХ), продуктово-рыночных стратегий, которые используются для формирования плановых документов в виде ситуационно-стратегических планов и программ хозяйствования.
Предметом проведённых исследований являлась продукция и процесс её создания и реализации, т.е. процесс управления переменными данными ассортимента, целевой функции, качественных параметров, себестоимости конкретных видов продукции, а также временными параметрами жизненного цикла и значениями показателей объёма и цены предложения продукции на рынках – в СЗХ фирмы.
Субъектом исследования являлись работники предприятия (организации, фирмы), которые осуществляют процесс управления и планирования, т.е. приводят в действие планово-аналитические инструменты, осуществляют новый способ их генерации и моделирования процесса управления данными для получения технического результата.
В результате проведённых исследований был смоделирован новый процесс управления множеством переменных данных потребительских показателей продукции с учётом временных и пространственных параметров. Данный процесс включает шесть этапов, каждый из которых описывает способ осуществления различных стадий и операций, из которых он состоит. Таким образом мной предложен процесс, состоящий из следующих шести основных способов:
1-й этап – ««Способ формирования баз данных (БД) для составления планов и программ по продукции», состоящий из параллельно-последовательного осуществления шести стадий, раскрывающих способ формирования БД для планирования соответственно:
1) делового окружения фирмы на товарных рынках;
2) стратегий развития фирмы;
3) показателей товарной номенклатуры (ТН) и товарного ассортимента (ТА);
4) совокупного жизненного цикла продукта;
5) показателей качества, целевой функции продукта;
6) основных показателей предложения и эффективности продукта.
Каждая из данных стадий заключается в выполнении следующих типичных последовательных операций:
1) собирают информацию, постоянные данные о показателях и категориях планирования;
2) проводят системный анализ собранных данных, систематизируют сведения, имеющие постоянный характер;
3) выстраивают классификационную схему постоянных данных БД или группы баз данных (БД);
4) составляют список полей БД или группы БД;
5) определяют ключи для идентификации данных БД или группы БД;
6) составляют аналого-цифровую БД или группу БД в форме таблиц (таблицы), в которой каждой текстовой строке каждого текстового столбца присваивают свой цифровой код;
2-й этап – «Способ формирования объектно-реляционных систем управления базами данных (СУБД) в процессе составления продуктовых планов», состоящий из параллельно-последовательного осуществления шести стадий, раскрывающих способ формирования объектно-реляционных СУБД для планирования соответственно:
1) делового окружения фирмы;
2) долгосрочных и текущих стратегий продуктового плана фирмы;
3) ассортиментных показателей продуктового плана фирмы;
4) временных параметров продуктового плана фирмы;
5) показателей плана по качеству продукции;
6) показателей плана по предложению продукции с учётом временных и пространственных параметров.
Типичными являются следующие последовательные операции для каждой из данных стадий:
1) определяют формулы расчёта основных показателей планирования;
2) проводят комплексный анализ взаимосвязей между данными внутри конкретной базы данных (БД);
3) устанавливают взаимосвязи между показателями разных баз данных, входящих в одну группу;
4) строят объектно-реляционную аналого-цифровую модель взаимосвязей – отношений между данными ситуационно-стратегической системы планирования;
3-й этап – «Способ формирования динамических рядов опорных данных продуктового плана с учётом временных и пространственных ориентиров», состоящий из последовательно-параллельного осуществления шести стадий, раскрывающих способ формирования динамических рядов опорных данных плана соответственно:
1) о рынках, деловом окружении фирмы;
2) об эффективности фирмы и стратегиях её развития;
3) по показателям ТН, ТА;
4) по временным параметрам продуктового плана;
5) по показателям качества и целевой функции продукции;
6) по показателям спроса на продукцию.
Каждая из стадий предполагает последовательное выполнение следующих типичных операций:
1) собирают и анализируют статистические данные о фактически достигнутых значениях показателей развития рынков, предприятия, продукции;
2) проводят кластерный анализ множества прогнозируемых переменных данных об изменении условий хозяйствования, рынков, делового окружения, конкуренции, потребительского спроса, продукции и их выборку и систематизацию по степени вероятности для различных рынков (пространственных ориентиров) в различные временные периоды (стадии жизненного цикла спроса);
3) проводят пофакторный (графический) анализ влияния условий хозяйствования и различных факторов на переменные данные потребительских показателей продукции, возможностей фирмы, потребительского спроса;
4) осуществляют динамический прогноз на перспективу путём использования методов экономико-математического прогнозирования и методов многомерного моделирования наиболее вероятных тенденций изменения во времени (по стадиям жизненного цикла спроса) и в пространстве (по локальным рынкам) переменных данных спроса на разные виды продукции;
5) определяют динамические ряды множества опорных данных различных показателей спроса на продукцию в планируемых СЗХ каждого из локальных рынков в определённые периоды времени на основе использования методов многомерного моделирования;
4-й этап – «Способ формирования ситуационно-стратегического плана продуктового развития фирмы», состоящий из последовательного осуществления шести стадий, характеризующих способ планирования соответственно:
1) СЗХ и делового окружения в ситуационно-стратегическом плане развития фирмы;
2) продуктово-рыночных стратегий ситуационно-стратегического плана развития фирмы;
3) стратегий ассортиментного предложения фирмы;
4) временных стратегий предложения продукции;
5) стратегий по качеству и целевой функции продукции;
6) стратегий позиционирования продукции в конкретных СЗХ локальных рынков.
Для каждой из данных стадий определены следующие типичные последовательные операции:
1) отбирают возможные варианты стратегий для реализации поставленных целей и задач стратегического плана развития и оценивают их потенциальную прибыльность, перспективность в течение планируемого долгосрочного периода;
2) выбирают из всех возможных вариантов наиболее адекватные и перспективные стратегии для наиболее вероятного сценария развития ситуации и потребительского спроса на конкретных рынках в определённый период времени;
3) оценивают прогнозируемые ресурсные возможности для осуществления отобранных стратегий развития в планируемом периоде;
4) устанавливают приоритетные продуктово-рыночные стратегии и профилирующие показатели развития;
5) определяют оптимальные продуктово-рыночные стратегии развития на долгосрочный период для планируемых СЗХ фирмы;
6) в соответствии со стратегическим планом развития прогнозируют набор текущих продуктово-рыночных стратегий для различных рынков в течение планируемого долгосрочного периода;
5-й этап – «Способ формирования множества данных стратегической программы предложения продукции с учётом временных и пространственных параметров на основе построения матриц множественной оптимизации», состоящий из последовательного выполнения четырёх стадий, характеризующих способ формирования соответственно:
1) ассортиментного множества данных стратегической программы предложения продукции;
2) данных временных параметров стратегической программы предложения продукции;
3) множества данных качественных параметров стратегической программы предложения продукции;
4) синергетического множества объёмных, качественных, ценовых данных стратегической программы предложения продукции.
Каждая из стадий заключается в выполнении следующих типичных последовательных операций:
1) строят матрицу ячеек множественной оптимизации, по вертикали которой задают временные параметры, а по горизонтали – пространственные параметры (локальные рынка – СЗХ фирмы) и показатели предложения продукции, при этом каждая ячейка матрицы делится пополам, чтобы в верхней части отражать прогнозируемые значения показателей спроса, а в нижней части – планируемые значения соответствующих показателей предложения;
2) прогнозируют значения показателей потребительского спроса путём использования методов экономико-математического прогнозирования, теории множеств, и вносят в верхнюю часть каждой ячейки матрицы прогнозируемые значения потребительского спроса по каждому виду продукции в каждой СЗХ локальных рынков в течение планируемого периода времени;
3) составляют с учётом прогнозируемых данных спроса и путём использования методов экономико-математического планирования, теории множеств, многоцелевой оптимизации, графических методов многомерного моделирования возможные варианты множества совместимых, сочетающихся значений разных показателей предложения конкретных видов продукции для различных рынков (СЗХ фирмы) и временных стадий долгосрочного периода;
4) оценивают экономическую эффективность разработанных вариантов путём их влияния на показатели хозрасчётной и потребительской эффективности продукта, т.е. исследуют какое из возможных множеств значений разных показателей предложения продукции обеспечивает наивысший синергетический результат и наибольшее повышение конкурентоспособности продукции при прогнозируемой ситуации развития конкретного рынка в долгосрочном периоде;
5) выбирают оптимальный вариант стратегического диапазона данных планируемых показателей предложения продукции для каждой СЗХ фирмы в долгосрочном периоде путём построения алгоритмов выбора оптимальных решений, и формируют выходные данные стратегической программы;
6) вносят в нижнюю часть каждой ячейки матрицы стратегические выходные данные (стратегический диапазон выходных данных) показателей предложения продукции для конкретных рынков (СЗХ фирмы) в течение планируемого периода времени, и составляют сводные ячейки матрицы;
6-й этап – «Способ ситуационной корректировки данных потребительских показателей продукции путём использования матриц множественной оптимизации, выведенных на интерактивный дисплей», состоящий из последовательного выполнения четырёх стадий, характеризующих способ ситуационной корректировки множества данных соответственно:
1) широты, глубины и состава ТА;
2) временных параметров предложения продукции;
3) показателей качества, целевой функции продукции;
4) качественных, объёмных, ценовых показателей предложения продукции.
Каждая из стадий заключается в выполнении следующих типичных последовательных операций:
1) выводят матрицу множественной оптимизации на интерактивный дисплей;
2) меняют при помощи интерактивного дисплея в верхней половине каждой ячейки матрицы прогнозируемые значения спроса на текущие фактические значения спроса по каждому виду продукции;
3) определяют по наглядному изображению на интерактивном дисплее ячейки матрицы, в которых текущие фактические значения спроса не соответствуют планируемым значениям предложения, и устанавливают направления несовпадений с плюсом или с минусом;
4) разрабатывают в оперативном режиме при помощи интерактивного дисплея и путём использования экономико-математических методов теории множеств, многоцелевой оптимизации, графических методов многомерного моделирования варианты ситуационных корректировок значений показателей предложения продукции в соответствии со спросом разных рынков (в СЗХ фирмы) в текущем периоде;
5) оценивают в оперативном режиме с помощью интерактивного дисплея влияние скорректированных показателей предложения конкретных видов продукции на значения показателей предложения и спроса других видов продукции, отражённых в других ячейках матрицы, и вырабатывают при помощи интерактивного дисплея и путём использования экономико-математических методов теории множеств и графических методов многомерного моделирования варианты множественной оптимизации данных совокупного продуктового предложения фирмы;
6) строят алгоритмы корректировки данных и нахождения оптимальных решений, используя интерактивный дисплей со сменными панелями;
7) выбирают оптимальный вариант корректировки данных предложения каждого конкретного вида продукции путём исчисления показателей его потребительской и хозрасчётной эффективности и определения варианта, обеспечившего наибольшие прибыли за счёт лучшего удовлетворения потребительского спроса, приводящему к наибольшему повышению конкурентоспособности продукции, и с помощью интерактивного дисплея вносят изменения в соответствующие ячейки матрицы;
8) с учётом произведённых ситуационных корректировок формируют выходные данные показателей предложения продукции в текущем периоде, и заново составляют при помощи интерактивного дисплея сводные ячейки матрицы.
Таким образом, в ходе проведённого исследования [1] предложена объектно-реляционная, аналого-цифровая, динамическая, пространственно-ориентированная модель процесса управления множеством переменных данных в такой экономической системе, какой является предприятие. Для этого наряду с традиционными экономико-математическими методами предлагается использовать методы динамического прогнозирования, многомерного моделирования и теории множеств. В результате реализации предложенной модели управления множеством переменных данных потребительских показателей продукции для их оптимизации с учётом временных и пространственных параметров и формирования ситуационно-стратегических планов развития достигается значительно более высокий технический результат, чем при применении традиционных систем планирования. В результате значительного повышения уровня конкурентоспособности продукции обеспечивается рост эффективности предприятия, лучшее удовлетворение общественных потребностей.