Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 2 2
1
2

Учебно-методическое пособие «Критериальное оценивание как индивидальная траектория обучения на уроках физики» подготовлено Руководителем Центра уровневых программ Филиала АО «НЦПК «Ɵрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области, кандидатом педагогических наук, и.о. доцентом Е.С. Давлеткалиевой, тренером ЦУП Л.И. Пережогиной, учителями физики и информатики ГУ СШГ № 9 г. Актобе Л.В. Поляковой, О.В. Несмияновой. Издание является итогом работы ученых и педагогов по педагогическому эксперименту «Критериальная система оценивания – как модель достижения качества образования».

В настоящем учебно-методическом пособии в рамках компетентностного подхода, рассматривается проблема критериального оценивания учебных достижений учащихся с целью развития познавательного интереса к изучению школьного предмета физики.

Во Введении, авторы раскрывают актуальность исследуемой темы. Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования в XXI веке становится компетентностный подход. В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания, необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериального оценивания результатов освоения учащимися основных образовательных программ.

В первом разделе «Особенности критериального подхода в оценивании достижений учащихся» рассматриваются особенности критериального подхода в оценивании учебных достижений учащихся такие как: обеспечение открытости, объективности, прозрачности; установление доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; рефлексия учащихся; осмысление результатов собственной деятельности; выделение отдельных элементов работы и оценивание их поэлементно; повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.

В этой части рассматривается проблема, с которой учителям приходится сталкиваться на практике: это низкие отметки из-за низкого уровня или отсутствия у отдельных учащихся познавательного интереса к процессу учения. В качестве инструмента в решении данной проблемы, авторы предлагают применять критериальное оценивание учебных достижений учащихся. Авторами предложены критерии оценивания учебных достижений учащихся на уроках физики и дано их обоснование. Поскольку, критериальное оценивание, выполняет функцию обратной связи, то ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. При определении уровня учебных достижений по физике оценивается: владение теоретическими знаниями; умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др.); владение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума.

Во втором разделе представлены разработанные авторами критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся при: устном ответе, выполнении творческих работ (реферата, заполнения таблицы, эссе) и лабораторных работ.

Широко представлены оценочные листы с дескрипторами оценивания лабораторных работ по физике. Согласно дескрипторам учащиеся четко знают, какие знания, умения, навыки будут отслеживаться, сколько баллов могут набрать, и какую оценку могут получить. Оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащихся. Таким образом, оценочный лист служит своего рода, «планом» выполнения лабораторной работы. Разработанные критерии оценивания предназначены для организации личностно – ориентированной работы учащихся. Лабораторные работы с использованием критериальной системы оценивания завершают теоретическое усвоение материала, а также являются подготовкой к суммативному контролю.

В издание включены все необходимые материалы для полноценного, эффективного проведения уроков физики. Предусмотрено применение различных форм оценивания и рефлексии. В частности предложены разработанные авторами проверочные листы самооценки. Проверочные листы самооценки с указанием критериев оценивания показывают, за какие достижения ученик будет получать баллы. Это поможет учащимся, заранее оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы. Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. Критерии должны быть довольно четкие. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать.

В пособии представлены критерии оценивания по разделу «Постоянный электрический ток», проверочный лист самооценки по темам «Электрический ток. Источники электрического тока. Сила тока. Амперметр», проверочный лист самооценки по темам «Электрическое напряжение. Электрические цепи», проверочный лист самооценки по лабораторной работе «Сборка электрической цепи и измерение силы тока», проверочный лист самооценки по лабораторной работе «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на различных ее участках», проверочный лист по теме «Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление проводника». Пособие содержит разработки уроков с применением критериального оценивания по темам: «Зависимость сопротивления проводника от температуры», «Измерение ускорения свободного падения тел», урок «Определение модуля упругости при деформации растяжения», «Закон сохранения импульса», «Свет. Источники света. Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения».

В заключении, авторами, представлены выводы по итогам педагогического исследования и на их основе выработанные рекомендации. В результате проведенного исследования, о влиянии критериального оценивания на развитие познавательного интереса к предмету, отмечаются положительные изменения. В процессе наблюдения были замечены:

1. Многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся: вопросы учащихся, которые свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности школьника, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения – явления, события содержания учебного предмета; стремление учеников по собственному почину, без указаний и требований учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей; сосредоточенность внимания на предмете интереса; характер процесса деятельности: задания принимаются – готовностью к действиям, поставленная задача выполняется – самостоятельно, при этом ученик внимателен, относится к процессу своей деятельности с увлечением, поставленная задача выполнена основательно, оригинально.

2. Эмоциональные проявления учащихся: в речевых реакциях восклицаниях, в обмене мнениями с соседом; в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся; в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящее в классе.

3. Участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы и выполнение индивидуальных заданий, и рациональное использование свободного времени.

Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение данного подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях.

Результат использования всех видов оценивания на уроках, дало стимул для дальнейшей работы, многое из того, что для учителей исследователей данной темы казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым.