Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2335 KB

Согласно существующей практике, монополия – это механизм удовлетворения собственных интересов хозяйствующих субъектов за счет ущемления текущих потребностей населения, а также снижения возможностей удовлетворения спроса будущих потребителей товаров и услуг. В системе государственного управления механизмы идентификации, учета и контроля монополистических экономических отношений, как правило, не достаточно совершенны, в связи с чем монополизм является широко распространенным явлением на всех уровнях управления, по своим последствиям оказывает на экономику и уровень жизни населения более сильное негативное влияние по сравнению с положительными последствиями, обусловленными конкуренцией.

Позиции государства, связанные с созданием условий для развития конкуренции экономической теорией и практикой управления, только декларируются, но разработке и созданию необходимых условий для этого органам управления обычно не уделяется должного внимания. Конкуренция, как правило, связана с новациями, с борьбой, с традициями противостояния нововведениям, носит преимущественно пассивный характер, в то время как осуществление монопольной политики органически связано с интересами хозяйствующих субъектов, менее подконтрольно общественности, органам власти и населению.

В то же время анализ показывает, что механизмы антимонопольного законодательства, установленного во многих странах мира, включая Россию, как правило, носят запретительный характер, устанавливая в основном нормативно-законодательные требования к ограничению объемов производства соответствующих видов товаров и услуг, не осуществляя при этом должного контроля за их выполнением этих требований, а также не регламентируя законодательными актами выполнение других функций реализации антимонопольной политики.

В конечном итоге это дает возможность монополисту устанавливать варианты первоочередного удовлетворения выгодных для него потребностей за счет выбора наиболее эффективных путей перераспределения платежеспособного спроса, с целью получения монопольно высокой прибыли. Особо большое влияние на отечественную экономику и уровень жизни населения оказывают естественные монополии. Уровень рентабельности отраслей естественных монополий примерно в полтора раза выше, чем в среднем по национальной экономике, значительно превышает в этих отраслях также и доля ВДС в общих объемах выпускаемого продукта. По оценке автора, крупнейшие естественные монополии России (нефтедобыча, газовая промышленность, электроэнергетика и РЖД) обеспечивают значительную часть бюджетных доходов за счет налоговых поступлений и экспорта. Проведенный анализ показывает, что позиции естественных монополий на протяжении последних двух десятилетий в отечественной экономике продолжают усиливаться, что свидетельствует о недостаточной эффективности действующих механизмов антимонопольного регулирования на всех уровнях управления.

Первоочередного внимания в этой связи заслуживает механизм организации учета и контроля производства и потребления продукции и услуг естественных монополий. Определенную неясность в оценку и анализ результатов деятельности естественных монополий вносят федеральные органы власти, официальные данные которых об одних и тех же показателях нередко разнятся между собой, и зачастую являются ошибочными. При этом не унифицирована терминология, и используемые термины большей частью не поясняются, что тоже вносит большую путаницу.

А в последние годы статистические показатели производства, передачи и распределения электроэнергии публикуются в сумме с этими же показателями для воды и газа как одно целое, что явно абсурдно, еще больше затрудняя анализ и контроль в сфере электроснабжения. По имеющимся оценкам годовые поборы за поставку электроэнергии превышают половину ее продажной стоимости.