Качество и интенсивность влияния профессиональной деятельности учителя на личность приобрели негативный информационный характер в виде перестройки ценностно-смысловых и мировоззренческих позиций педагога, связанных с социально-экономическими преобразованиями в общественной жизни, осознанием необходимости дальнейшего самосовершенствования с целью преодоления формирующихся негативных стереотипов деятельности с последующей невозможностью реализации своих профессиональных потребностей.
Попытка понять и раскрыть природу аномальной личностной изменчивости с позиций социального детерминизма потерпела неудачу, и постиндустриальный период развития России наглядно демонстрирует искусственность многих научных положений о личности, происхождении аномальности. В связи с этим изучение конституционально-психотипологической аномальной изменчивости представляет собой актуальную и трудноразрешимую проблему общей и дифференциальной психологии, континуально соединяющей психологическую норму, крайний вариант нормы – акцентуацию и аномальную личностную изменчивость. Психотипологическая структура субъекта деятельности образования содержит в себе то конституциональное «ядро», через которое преломляются профессиональные и социальные факторы, формируя неповторимый, а сегодня мало предсказуемый облик личности учителя. Современная социальная среда, вступая во взаимодействие с конституционально-типологическими основами личности, способствует формированию аномальной личностной и поведенческой, невротической и психосоматической изменчивости у учителей, предопределяя деструктивный вариант саморазвития в условиях конституционально-психотипологической предиспозиции личности.
В нашем исследовании было экспериментально подтверждено, что возможности регресса аномальной личностной и поведенческой, невротической и психосоматической изменчивости, деструктивной субъектности зависят от адекватности и системы применяемых методов и методик психологической помощи субъекту образовательной деятельности, находящемуся в противоречивых социальных условиях. В эмпирическом исследовании участвовало более 3000 учителей Ставропольского края, Республики Калмыкия и Карачаево-Черкесской Республики, в возрасте 20 до 65 лет мужского и женского пола. Возраст обследуемых: до 25 до 60 лет. Анализ возраста показал, что в школах основная возрастная группа представлена возрастом от 37 до 60 лет. Для решения поставленной цели и задач на основании экспериментально-психологических данных построены модели психолого-математической диагностики и дифференциальной диагностики эмпирически выделенных групп учителей для проведения сравнительного динамического психодиагностического исследования, а также для объективизации результатов эффективности превентивной психологической помощи. Исходя из необходимости следованию методологических принципов научного исследования и унификации математической обработки результатов, в основу качественной градации испытуемых положены четыре личностных психотипа: циклоиды, шизоиды, истероиды и эпилептоиды. Экспериментально-психологические результаты всех испытуемых были распределены в конституционально-континуальном пространстве на диапазоны психологической нормы – акцентуации (81 %) и пограничной аномальной личности (ПАЛ) (19 %) в связи с построением психолого-математической модели диагностики и дифференциальной диагностики субъектов образовательного пространства.
Психологическая помощь включала комбинацию из модифицированного метода имаготерапии, трансактного анализа и личностно-ориентированной терапии.
Методологические подходы к оказанию психологической помощи, которая может быть представлена вербальными или невербальными, ориентированными либо на когнитивные, на эмоциональные, или на поведенческие аспекты различных видов деятельности субъекта, когда развитие индивидуальности представляется как процесс восстановления способности быть субъектом, связанный с формированием субъектности, в частности, созидательной субъектности как интегративного системного свойства индивидуальности.
Объективизация эффективности применяемых методов психологической помощи у учителей показала необходимость разработки конституционально-ориентированных психологических и психотерапевтических технологий. Апробированы организационные модели психотерапевтической конституционально-психотипологической коррекции личностных и поведенческих нарушений у учителя с использованием специалистов (психолог + клинический психолог, психолог + психотерапевт, клинический психолог + психотерапевт), оказывающих комплексную и комбинированную психологическую и психотерапевтическую помощь учителю. В структуру комбинированного психокоррекционного метода воздействия группы специалистов включены: трансактный анализ, личностно-ориентированная индивидуальная и групповая психотерапия, имагопрофилактика и имагокоррекциия, соответствующие разработанным в отечественной психологии и психотерапии принципам, изложенном в трудах В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасарского, А.А. Александрова, В.Е. Вольперта; патогенетическая техника психологического консультирования, психокоррекция, основанная на принципах имаготерапии (воспроизведение образа), имагопрофилактика и имагокоррекция (И.В. Боев, О.А. Ахвердова).