Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2307 KB

Человек подвергается постоянному потоку агрессивных факторов, но благодаря психическим механизмам саморегуляции целостной системы личности осуществляется эффективная адаптация человека к условиям внешнего мира. Достижение равновесия со средой, стабильности и безопасности становиться сложной задачей современного человека. Достаточно часто возникают ситуации, адаптация к которым вызывает определенные трудности. Адаптация или дезадаптация личности в социальной среде зависит от личностных особенностей.

Адаптивное поведение в широком смысле определяется как степень, в которой человек соответствует стандартам личной независимости и социальной ответственности, установленным для его возрастной и культурной группы. Активность человека опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, связывающей и интегрирующей динамические и содержательные аспекты личности, ее осознанные и бессознательные структуры. Индивидуальная система саморегуляции человека опосредствует воздействие на любую деятельность личностных переменных, которые выполняют разные функциональные роли в целостном процессе регуляции произвольной активности человека.

Психическая саморегуляция включает как сознательные, так и бессознательные механизмы. Эти механизмы обеспечивают адаптацию к предметному и социальному миру как в привычных для человека условиях, так и в неординарных, новых ситуациях. Экстремальные ситуации отличаются тем, что вторгаются в относительно устоявшиеся течение жизни человека и их негативные последствия сказываются на здоровье, жизненных планах, карьере, отношениях. Ситуации переживаются людьми как экстремальные в том случае, если человек осознанно или неосознанно устанавливает ее смысл для себя и значимых людей. Экстремальная ситуация, как показывают события, происходящие в современном обществе, затрагивает важную для человека ценность.

Поведенческие стратегии, применяемые человеком для разрешения экстремальной ситуации, называют копинг-стратегиями или механизмами совладания. Это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе, физическому, личностному и социальному благополучию. Копинг-поведение может проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности. Когнитивные стратегии включают отвлечение или переключение мыслей на другие темы; проблемный анализ ситуации и ее последствий, поиск соответствующей информации, взвешенный подход к решениям; относительность в оценке ситуации, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; придание сложной ситуации значения и смысла. Эмоциональные стратегии копинг-поведения могут быть представлены в виде переживания протеста, возмущения, противостояния проблемной ситуации; эмоциональной разрядки – отреагирования чувств, например, плачем; сохранения самообладания – равновесия, самоконтроля. Поведенческие стратегии совладания могут быть выражены в отвлечении – обращении к какой-либо деятельности, уход в работу; альтруизме – заботе о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; уединении – пребывании в покое, размышление о себе; активное сотрудничество; поиск эмоциональной поддержки – стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание. Следует отметить важность эмоционального состояния человека, активность и продуктивность работы интеллекта по преодолению негативных последствий экстремальной ситуации. Продуктивность поведения человека в отношении успешного поиска выхода из экстремальной ситуации и преодоления ее последствий определяется имеющимися у него качествами личности и способностями.

У любого человека возможны в жизни ситуации, когда возникает эмоциональное и интеллектуальное напряжение, приводящее к различным деструкциям личностным или поведенческим, отрицательным аффектам, стрессам, фрустрациям. Способности и личностные качества, помогающие успешно преодолевать сложные ситуации, называют жизненными ресурсами личности. Жизненные ресурсы можно рассматривать как источник внутренних сил человека, позволяющий ему справиться с необычными жизненными ситуациями, стрессовыми факторами, трудностями внутреннего и внешнего плана, разобраться в проблемах и принять правильное решение, добиться успеха, самоактуализироваться. Существует два вида таких ресурсов: внутренние и внешние. К внешним относятся социальная поддержка, симпатия окружающих, взаимопомощь, к внутренним – интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, духовный потенциал, стрессоустойчивость. Чтобы использовать внешние ресурсы, человек также должен обладать определенными личностными качествами – открытостью, доверием, толерантностью, умением и желанием понять, принять другого человека, разобраться в тех людях, которым он может доверить свои тайны и показать «скелеты в шкафу». Внутренние ресурсы включают эмоциональный и социальный интеллекты. Нам представляется целесообразным выделить следующие группы личностных ресурсов: мировоззрение и верования человека, сила духа; интеллект, креативность, интерес к миру; системы навыков, умений и знаний; энергетический ресурс, включающий физическое и психическое здоровье, выносливость человека, его темпераментальные харатеристики; свойства личности, направленные на противостояние разрушительным воздействиям (жизнестойкость, целеустремленность, оптимизм, локус контроля и т.п.).