Эффективность экологической подготовки учителя определяется уровнем достижения смыслового единства и сопряжения методологических основ экологического образования и учебно-методического обеспечения экологической подготовки учителя и экологического образования школьников.
Это означает, что основные концептуальные идеи и принципы экологического образования, отраженные в его методологии, программном и учебно-методическом обеспечении должны найти свое отражение в системе экологической подготовки учителя.
Нами разработан учебно-методический комплекс, включающий:
● «Экология и устойчивое развитие» – учебное пособие;
● «Экология и устойчивое развитие» (методико-дидактические материалы для учителя);
● «Город и окружающая среда» учебное пособие для учителя (региональный компонент);
● Экология и устойчивое развитие (информационно-развивающие задания для учащихся);
● книга для чтения «Ученые – экологи»;
● «Водные ресурсы Павлодарской области, их охрана и рациональное использование» учебное пособие.
При разработке данного комплекса была определена ключевая идея, такая как идея системности.
Идея системности прослеживается в содержании всех материалов учебно-методического комплекса, начиная с определения экологии как интегративной науки, изучающей функционирование живых систем и их взаимодействия с окружающей средой, структуры учебных пособий, построенной в логике изучения живых систем разного уровня организации (аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология и др.) и различных направлений современной экологии (социальная экология, экология человека, урбоэкология и др.) и заданий для учащихся информационно-развивающего характера и практической деятельности.
При разработке учебно-методического комплекса в целом и учебных пособий по экологии в большой степени в качестве ключевых принципов, мы выделили следующие:
● принцип интеграции – экология является наукой интегративной;
● принцип вариативности – ориентации на специфику учителя-предметника;
● принцип проблемности – многовариантность научного осмысления интерпретации одной и той же экологической проблемы разными научными школами, разными учёными;
● принцип региональности – реализация краеведческого подхода как дидактического синтеза познавательного и элюционального образования.
Реализация разработанной программы (УМК) экологической подготовки учителя сегодня может стать мощным внутреннем стимулятором развития профессионализма и педагогического мастерства учителя любой предметной области.
Среди перспективных направлений деятельности в области создания методико-дидактического комплекса образовательной области «Экология» можно определить следующие:
● создание базы видеоматериалов по образовательной области «Экология и устойчивое развитие»;
● создание базы компьютерных обучающих технологий в области экологического образования;
● разработка системы педагогических технологий в области экологического образования.
Исходя из выше изложенного в нашем исследовании экологическая подготовка учителя в системе постдипломного образования может быть представлена как открытая, гибкая, адаптивная и динамичная образовательная система.