Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2351 KB

УМК по математике для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Северная Осетия – Алания. Подготовлен на кафедре СОГПИ в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы».

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате.

Концепция создания поликультурного учебника по математике Киргуевой Ф.Х. базируется на общей концепции создания поликультурного учебника, на общих социально-политических задачах современной российской школы, состоящей в гражданской консолидации полиэтнического российского социума. Она направлена на решение задач модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, в подготовке подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях современного мира. Она исходит из общих целей и приоритетов поликультурного учебника, научно-методических требований к его структуре и содержанию.

Разработка УМК осуществлялась на основе личностно-ориентированной модели образования. Методологической основой является системно-деятельностный подход, позволяющий развивать предметные, метапредметные и надпредметные умения.

Особенностью УМК являются большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения текстов задач, направленных на воспитание чувства гордости и интереса к малой и большой Родине, ее природным богатствам, историческим и культурным наследиям и т.д.

В основу учебника математики для полилингвальной модели культурного образования школы положен концептуальный принцип «Осетия-Россия-Мир».

Содержание обязательного минимума математической составляющей национально-регионального компонента стандарта начального общего образования составляет:

– природа (общие сведения о водных запасах, растениях, животных, заповедниках, памятников природы, сведения из Красной Книги РСО-А);

– города и села Осетии (достопримечательности, краткая характеристика отдельных исторических событий);

– труд и культура поведения в осетинской семье и в семьях других народов, проживающих в Северной Осетии;

– искусство и спорт, достижения и гордость родного края;

– достижения в области литературы и науки;

– устное народное творчество (пословицы, поговорки, нартский эпос, сказки) и т.д.

Базовый текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения. Его основу составляют понятия, законы, упражнения, текстовые задачи. Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. В учебнике дополнительно представлена рубрика «Из истории» в доступной для обучающихся форме. Этот материал учитель может использовать в проектной деятельности, на занятиях математического кружка или при индивидуальной работе с обучающимися.

В качестве Приложений используются справочные материалы, словари.

Новизна УМК начального полилингвального курса математики заключается в использовании принципов:

1. Сочетание федерального и национально-регионального компонентов содержания образования.

Необходимость усиления математического развития учащихся, повышения их общей математической культуры и формирования устойчивой гражданской позиции привела к разработке содержания начального курса математики на основе принципа: Осетия-Россия-Мир.

2. Использование межпредметных связей (математика, история, осетинский и русский языки, окружающий музыка и др.)

3. Связь обучения математики с жизнью.

4. Формирование и развитие математической речи в условиях двуязычия.

5. Реализация познавательного принципа.

Основу познавательной составляющей концепции полилингвальной модели, поликультурного образования составляет принцип, интегрирующий региональные знания (обеспечивающие учащемуся возможность самоидентифицироваться как представителю национально-культурной традиции), федеральные (создающие условия для вступления личности в равноправный диалог с культурным окружением и формирование основ российского гражданской идентичности) и общечеловеческие (обеспечивающие включенность личности в мировые общецивилизационные процессы).

Полилингвальная образовательная модель поликультурного образования совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и усиление роли русского языка, который становится активным посредником и действенным катализатором диалога культур.

С первых уроков учебники строятся по принципу двуязычия. Название чисел, понятия, определения параллельно вводятся на двух языках.

Учебник является главной составной частью УМК, которая имеет большой формат и предоставлен в двух частях.

Каждый урок как правило занимает 1–2 страницы. Поля учебника используются для разнообразных развивающих заданий и упражнений для устного счета. Усилена практическая направленность и развивающая функция. Учебник содержит большое количество разнообразных развивающих упражнений занимательного характера с использованием НРК, что способствует более осознанному усвоению математических знаний, расширению знаний о родном крае и великой Родине – России, развитию творческих способностей, интереса к урокам математики.

Большая работа проводится по закреплению устной и письменной нумерации трехзначных чисел и изучению нумерации многозначных чисел; по изучению письменных приемов умножения и деления; на порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок в 4-6 действий в разных комбинациях на основе использования свойства математических действий, перестановку и группировку. Наряду с арифметическим материалом рассматриваются элементы алгебры. На каждом уроке обязательно предлагается геометрическое задание.

Учебник насыщен текстовыми задачами. Значительная часть задач составлена на числовом материале родного края.

Задания творческого характера, упражнения, направленные на развитие познавательной активности, логического мышления встречаются на каждом уроке.

При составлении учебника автор подбирал материал таким образом, чтобы учителю приходилось реже обращаться к дополнительной литературе, т.е. максимально подобран материал для всех видов деятельности на уроке.

Рабочая тетрадь по математике состоит из 2-х частей. Задания в тетрадях соответствуют учебнику. В тетрадях подобран материал к каждому уроку. Они служат дополнением к основному учебнику и предназначены для самостоятельной работы учащихся.

Учебник «Математика-4» соответствует современному состоянию содержания науки и основным положениям программы обучения, систематизирован в логическом плане. Он отличается новизной материала – достаточно активно использован региональный материал, что усиливает познавательное значение.