Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INVESTIGATION OF FORMATION OF COLLECTIVE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Ivanova V.А. 1 Perminova A.N. 1
1 Technical Institute
2196 KB
The article investigates the formation of younger schoolboys team. The objectives of my research are: to study the psychological and pedagogical literature on the issue of formation of collective of younger pupils, study the methods of formation of psychological and educational activities for the formation of the collective school.
staff
Junior high school student
formation

На сегодняшний день понятие коллектива рассматривалось в работах разных специалистов.

Для коллектива младших школьников характерными являются такие черты как: слабая организованность, низкий уровень способности и коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость. В то же время у мальчиков и девочек данного возрастного периода одинаково развиваются стремлению к единству, совместной игре, стремление к подражанию.

Рассмотрим понятие коллектива более подробно.

Под коллективом в толковом словаре С.И. Ожегова понимается «группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [6, с.362]. Л.С. Выготский под коллективом понимает «фактор развития личности ребенка» [2, с.114]. П.П. Блонский под коллективом понимал «класс, который не является простой суммой отдельных учеников» [1, с.23]. И.З. Гликман под коллективом подразумевает «организованную группу людей, сплоченную совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями» [3, с .34]. Макаренко отмечает, что «только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом» [5, с 44.]. Таким образом, коллектив это группа лиц объединенных общей деятельностью, общими интересами и правилами.

Идея коллективного воспитания была заложена в основу воспитательной деятельности в работах С.Т. Шацков В.Н. Сороки-Росинского, П.Н. Лепешинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой.

Положения А.С. Макаренко легли в основу теории и методики коллективного воспитания, основными признаками школьного коллектива стали:

• общественно ценные цели;

• совместная деятельность по их достижению;

• отношения взаимной ответственности;

• организация органов самоуправления;

• направленность деятельности на общую пользу.

К основным функциям школьного коллектива В.М. Кротков, В. Сластенин, И. Исаев относят:

1. Организационная – детский коллектив становится субъектом;

2. Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом идейно – нравственных убеждений;

3. Стимулирование – коллектив способствует формированию нравственно – ценных стимулов всех общественно – полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений» [4, с. 322].

Л.И. Уманский, А.В. Петровский, И.Н. Платонов в основу характеристики детской группы как коллектива заложили следующие критерии:

1) «содержание нравственной направленности группы;

2) организационное единство;

3) групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

4) психологическое единство» [7, с. 98].

Л.И. Уманский разработал типологию и построил континуум различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность.

Антиколлектив – группа, для которой характерна внутригрупповая враждебность;

Диффузная группа – случайно собравшая группа;

Номинальная группа – малая группа, имеющая общее наименование и прописанные ей цели, виды деятельности и режим;

Ассоциация – группа, члены которой принимают приписанной ей цели в которой возникает совместная жизнедеятельность;

Кооперация – группа, для которой присуще успешной сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура;

Автономия – группа, для которой свойственны признаки кооперации;

Коллектив – как объект и субъект воспитательного процесса.

У каждой из данных групп множество отличий, которые по разному влияют на личность.

К определениям коллектива относят:

Коллектив – это часть среды, в которой формируется личность ребенка. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. В воспитательном коллективе действует целенаправленное влияние на ребенка.

«В Российской педагогической энциклопедии под коллективом рассматривается собирательная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностей, ориентаций, совместной деятельности и общения».

«Проблема формирования детского коллектива – это проблема управления им как инструментов воспитательного процесса. Управление школьным коллективом представляет совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции» [6, с. 124].

Можно отметить, что правильно организованный детский коллектив это такая группа, отношения в которой, специально построены педагогом с воспитательной целью.

Таким образом, важно отметить, что школьный коллектив имеет определенную цель, на достижение которой направлена совместная деятельность ученика и педагога. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Для изучения сформированности школьного коллектива нами был составлен психодиагностический комплекс, который состоит из следующих методик:

1) методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская);

2) методика «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов);

3) методика «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов);

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата легкой степени и ЦНС). «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2 г. Нерюнгри», в экспериментальной группе (n=12) учащихся третьего класса.

В ходе первичной диагностики по методике «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская) были получены следующие результаты. Низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий выявлен у 50 % и (6 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень 16,7 % у двух детей (рис. 1).

perm1.tiff

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)

perm2.tiff

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов)

perm3.tiff

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов)

В ходе диагностики по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (по Е. И. Рогову) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень – 0 % (рис. 2).

В ходе исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей) их коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния ни на учащихся данного класса, ни на окружающих, учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы. Средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, так как в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, и высокий уровень – 0 % (рис. 3).

Таким образом, психодиагностический комплекс выявил низкий уровень групповой сплоченности, что в свою очередь позволяет говорить о несформированности данного коллектива младших школьников. Экспериментальные результаты дают нам основание для разработки плана коррекционно-развивающих мероприятий, которые будут описаны позже.