Актуальность проблемы детской агрессивности в последнее время стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: «агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению» [3].
«С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности» [2].
В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К. Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов).
Целью данного исследования являлась разработка психолого–педагогической программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа была составлена на основе теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей в отечественной и зарубежной психологии, использовались разнообразные методы и приемы психологов–практиков, помогающие проводить коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: Ю.А. Лапа, Е.Г. Мещерякова, М.И. Щипицина, О.Л. Крушинских, Н.Н. Балагурова, В.П. Кошевникова.
В основе программы лежат следующие задачи:
1) снижение уровня агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста;
2) обучение дошкольников способам регуляции эмоционального поведения;
3) обучение детей дошкольного возраста анализу своего внутреннего состояния;
4) обучение детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Программа включает в себя 24 занятия. Рекомендуемая продолжительность занятий 30-40 минут 1 раз в неделю в течение шести месяцев. В группе от 10 до 15 человек. В таблице представлено тематическое планирование занятий.
Рассмотрим, используемые нами методы и приемы более подробно.
Метод игровая терапия – воздействия на детей с использованием игры. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.
Цель: помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; развить позитивную «Я–концепцию»; стать более самоуправляемым; выработать большую способность к самопринятию; овладеть чувством самоконтроля; развить восприимчивость к процессу преодоления трудностей; развить внутренний источник оценки; обрести веру в себя.
Например, на занятии № 4 «Наши чувства» предложена игра «Два барана», направленная на снятие невербальной агрессии, предоставление ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения, направить энергию детей в нужное русло. Детей разбивают на пары, и читается текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы [3].
Метод психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Общей целью психогимнастики является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.
Например, на занятии № 7 «Правила дружбы» предложена игра «Доброе животное», направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Детям предлагается встать в круг, взяться за руки – мы одно доброе животное. Далее слушаем, как оно дышит. Затем дышим вместе. Вдох – шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. Затем изображаем и слушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. В заключение занятия психолог хвалит детей за то, что получилось очень дружное животное [5].
Метод релаксации – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.
Тематическое планирование психолого-педагогической программы
№ |
Тема |
Методы и приемы |
Кол-во часов |
1 |
«Знакомство» |
Игровая терапия: «Здоровалки», «Курица, цыплята и ястреб». Психогимнастика: «Общий круг». Рефлексия. Музыкальная терапия: «На море», «Фея (волшебник) сна». |
30–40 мин. |
2 |
«Доброжелательность» |
Игровая терапия: «Здоровалки», «Веретено». Проигрывание проблемных ситуаций: «А я…», «Мама устала». Арт-терапия: «Рисуем эмоции пальцами». |
30–40 мин. |
3 |
«Добрые поступки» |
Игровая терапия: «Здоровалки». Психогимнастика: «Лохматый пес», «А я…». Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку». Беседа, направленная на развитие самосознания ребенка: «Что это?». Музыкальная терапия: «Фея сна». |
30–40 мин. |
4 |
«Наши чувства» |
Игровая терапия: «Здоровалки», «Два барана». Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку», «Своя тень». Сказкотерапия: «Где мы были не скажем, а что делали, покажем». Психогимнастика: «Каждый спит». |
30–40 мин. |
5 |
«Мы с тобой так похожи» |
Игротерапия: «Здоровалки», «Будь внимателен», «Головомяч. Психогимнастика: «А я …», «Передай настроение». Беседа, направленная на развитие самосознания: «Что такое быть злюкой?» |
30–40 мин. |
6 |
«Солнце в ладошках» |
Игротерапия: «Здоровалки», «Спящий кот». Психогимнастика: «Спать хочется», «А я…». Телесно ориентированная терапия: «Аэробус». Беседа направленная на развитие самосознания: «Чувства вслух». Музыкотерапия: «Фея сна» |
30–40 мин. |
7 |
«Правила дружбы» |
Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Клубочек». Арт–терапия: «Нарисуй геометрическую фигуру». Психогимнастика: «Доброе животное», |
30–40 мин. |
8 |
«Сражение» |
Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Сражение шарфами». Беседа: «Знакомство с чувством гнева», «Я сержусь когда…». Арт–терапия: «Сердитая рука», рисование пальчиковыми красками. Психогимнастика: «Доброе животное». |
30–40 мин. |
9 |
«Облака» |
Игровая терапия: «Я могу!». Сказкотерапия: «Хочу быть счастливым». Беседа, направленная на саморегуляцию: «Хочу быть счастливым». Релаксация: «Путешествие на облаке». |
30–40 мин. |
10 |
«Счастьте» |
Игротерапия: «Тигр на охоте». Арт–терапия: «Счастье», рисование под музыку. Психогимнастика: «Что делает нас счастливым?». |
30–40 мин. |
11 |
«Настроение» |
Психогимнастика: игра «Приветствие», игра «Морщинки». Игротерапия: игра «Обзывалки». Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку». Релаксационное упражнение: «Отдых в лесу». |
30–40 мин. |
12 |
«Общая история» |
Игротерапия: «Иголка и нитка», «Разноцветные миры», «Передай другому». |
30–40 мин. |
13 |
«На природе» |
Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Доброе животное». – Релаксационное упражнение: «Дерево». |
30–40 мин. |
14 |
«Мы вместе» |
Игротерапия: «Паровозик с именем». Сказкотерапия: текст«Заяц–хваста». |
30–40 мин. |
15 |
«Пойми его чувства» |
Игротерапия: «Дотронься до…». Сказкотерапия: этюд «Смелый заяц». Беседа, направленная на саморегуляцию: «Комплименты». |
30–40 мин. |
16 |
«Навыки коммуникации» |
Игротерапия: «Ветер, дождь и гром». Психогимнастика: «Медведь после спячки». |
30–40 мин. |
17 |
«Помирились» |
Игротерапия: «Подари улыбку другу». Арт–терапия Сказкотерапия: закончи сказку «Два брата». |
30–40 мин. |
18 |
«Мы вместе» |
Игротерапия: «Передай чувство», «Подари улыбку другу». Ролевое проигрывание моделей поведения: «Я есть, Я буду». Психогимнастика: «Театр масок». |
30–40 мин. |
19 |
«Общая история» |
Игротерапия: «Комплимент», «Подари улыбку другу». Психогимнастика: «На берегу моря». Арт-терапия: «Я на море». |
30–40 мин. |
20 |
«Правила дружбы» |
Игротерапия: «Что тебе нравится в соседе», «Волны», « Подари улыбку другу». Сказкотерапия: закончи сказку «На реке». Рефлексия: «Ладошки». Релакс: «Ручей». |
30–40 мин. |
21 |
«Волшебная игра» |
Игротерапия: «Что тебя привлекает в соседе», «Зайка и слоники», «Зеркало». |
30–40 мин. |
22 |
«Дружба» |
Игротерапия: «Баржа», «Связующая нить». Ролевое проигрывание моделей поведения: игра «Интервью». |
30–40 мин. |
23 |
«Наша дружная группа» |
Игротерапия: «Колокол». Сказкотерапия: интерпритация сказки «Репка». Арт-терапия: рисование своего настроения |
30–40 мин. |
24 |
«Мы вместе» |
Игротерапия: «Связующая нить», «Комплимент». Музыкотерапия: танец «Распускающийся бутон». Атр-терапия: рисование на тему «Наша дружная группа». |
30–40 мин. |
Например, на занятии № 9 «Облака» можно использовать упражнение «Путешествие на облаке», которая направлена на развитие умений передавать положительные эмоции. Детям предлагается сесть по удобнее и закрыть глаза. Представить, что они отправляются в путешествие на облаке. Оно белое, пушистое и мягкое. Почувствовать, как ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место... Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямьтесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными [5].
Метод проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать.
Например, на занятии № 8 «Сражение», планируется применение метода изотерапии «Сердитая рука». Дети обводят простым карандашом на листе бумаги А3 левую и правую руку. Затем детям предлагается представить, что эти руки сердятся, и раскрасить их соответствующими цветами пальчиковыми красками. Упражнение направлено на регулирование гнева, снятие напряжения через вербальные высказывания и рисунок [5].
Подобранный комплекс методов и приемов направлен на всестороннее развитие личности, при наличии агрессивности будет способствовать снижению агрессивного поведения, взаимодействию детей, что положительно скажется на развитии их коммуникативных умений и умений снимать напряжение приемлемыми способами.
Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», «Кактус», «Картинки», наблюдением за поведением ребенка в группе детского сада. Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение.