Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PSYCHO-PEDAGOGICAL PROGRAM FOR THE CORRECTION OF AGGRESSION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Marzan N.V. 1 Mamedova L.V.  1
1 Technical Institute
2181 KB
Increased aggressiveness of individual children is one of the most frequent problems in the children’s team. Different forms of aggression characteristic of most preschoolers. Usually, with the development of emotional-volitional sphere, with the gradual assimilation of norms and rules of behavior, the manifestation of child aggression in preschool age most children are reduced. But for some children, aggression is not only preserved, but also develops, moving to sustainable quality of personality. In the end, lost opportunities full communication of the child aggressive with peers, deformed his personal development, there are difficulties in assuming the child to new social roles in connection with the transition from kindergarten to school, the problems of adaptation and success of educational activity. Therefore, the timely prevention and correction of aggressive behavior in children of preschool age today, are very relevant. Developed the program of correction of aggressive behavior in children of preschool age-oriented interaction, as with children whose aggression is passive-defensive, and often internal, and interaction with children whose aggressive behavior is a clear and pronounced. The use of game techniques in the preschool years is one of the main means of interaction of the psychologist with children, as play is the leading activity in this age period. The desire to draw is also common for children of preschool age. It demonstrates the development of creative thinking and the need to Express yourself.
aggressiveness
violent behavior
preschool child
psychological and pedagogical program

Актуальность проблемы детской агрессивности в последнее время стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: «агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению» [3].

«С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности» [2].

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К. Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов).

Целью данного исследования являлась разработка психолого–педагогической программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа была составлена на основе теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей в отечественной и зарубежной психологии, использовались разнообразные методы и приемы психологов–практиков, помогающие проводить коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: Ю.А. Лапа, Е.Г. Мещерякова, М.И. Щипицина, О.Л. Крушинских, Н.Н. Балагурова, В.П. Кошевникова.

В основе программы лежат следующие задачи:

1) снижение уровня агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста;

2) обучение дошкольников способам регуляции эмоционального поведения;

3) обучение детей дошкольного возраста анализу своего внутреннего состояния;

4) обучение детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Программа включает в себя 24 занятия. Рекомендуемая продолжительность занятий 30-40 минут 1 раз в неделю в течение шести месяцев. В группе от 10 до 15 человек. В таблице представлено тематическое планирование занятий.

Рассмотрим, используемые нами методы и приемы более подробно.

Метод игровая терапия – воздействия на детей с использованием игры. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.

Цель: помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; развить позитивную «Я–концепцию»; стать более самоуправляемым; выработать большую способность к самопринятию; овладеть чувством самоконтроля; развить восприимчивость к процессу преодоления трудностей; развить внутренний источник оценки; обрести веру в себя.

Например, на занятии № 4 «Наши чувства» предложена игра «Два барана», направленная на снятие невербальной агрессии, предоставление ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения, направить энергию детей в нужное русло. Детей разбивают на пары, и читается текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы [3].

Метод психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Общей целью психогимнастики является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.

Например, на занятии № 7 «Правила дружбы» предложена игра «Доброе животное», направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Детям предлагается встать в круг, взяться за руки – мы одно доброе животное. Далее слушаем, как оно дышит. Затем дышим вместе. Вдох – шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. Затем изображаем и слушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. В заключение занятия психолог хвалит детей за то, что получилось очень дружное животное [5].

Метод релаксации – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.

Тематическое планирование психолого-педагогической программы

Тема

Методы и приемы

Кол-во часов

1

«Знакомство»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Курица, цыплята и ястреб».

Психогимнастика: «Общий круг».

Рефлексия.

Музыкальная терапия: «На море», «Фея (волшебник) сна».

30–40 мин.

2

«Доброжелательность»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Веретено».

Проигрывание проблемных ситуаций: «А я…», «Мама устала».

Арт-терапия: «Рисуем эмоции пальцами».

30–40 мин.

3

«Добрые поступки»

Игровая терапия: «Здоровалки».

Психогимнастика: «Лохматый пес», «А я…».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку».

Беседа, направленная на развитие самосознания ребенка: «Что это?».

Музыкальная терапия: «Фея сна».

30–40 мин.

4

«Наши чувства»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Два барана».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку», «Своя тень».

Сказкотерапия: «Где мы были не скажем, а что делали, покажем».

Психогимнастика: «Каждый спит».

30–40 мин.

5

«Мы с тобой так похожи»

Игротерапия: «Здоровалки», «Будь внимателен», «Головомяч.

Психогимнастика: «А я …», «Передай настроение».

Беседа, направленная на развитие самосознания: «Что такое быть злюкой?»

30–40 мин.

6

«Солнце в ладошках»

Игротерапия: «Здоровалки», «Спящий кот».

Психогимнастика: «Спать хочется», «А я…».

Телесно ориентированная терапия: «Аэробус».

Беседа направленная на развитие самосознания: «Чувства вслух».

Музыкотерапия: «Фея сна»

30–40 мин.

7

«Правила дружбы»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Клубочек».

Арт–терапия: «Нарисуй геометрическую фигуру».

Психогимнастика: «Доброе животное»,

30–40 мин.

8

«Сражение»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Сражение шарфами».

Беседа: «Знакомство с чувством гнева», «Я сержусь когда…».

Арт–терапия: «Сердитая рука», рисование пальчиковыми красками.

Психогимнастика: «Доброе животное».

30–40 мин.

9

«Облака»

Игровая терапия: «Я могу!».

Сказкотерапия: «Хочу быть счастливым».

Беседа, направленная на саморегуляцию: «Хочу быть счастливым».

Релаксация: «Путешествие на облаке».

30–40 мин.

10

«Счастьте»

Игротерапия: «Тигр на охоте».

Арт–терапия: «Счастье», рисование под музыку.

Психогимнастика: «Что делает нас счастливым?».

30–40 мин.

11

«Настроение»

Психогимнастика: игра «Приветствие», игра «Морщинки».

Игротерапия: игра «Обзывалки».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку».

Релаксационное упражнение: «Отдых в лесу».

30–40 мин.

12

«Общая история»

Игротерапия: «Иголка и нитка», «Разноцветные миры», «Передай другому».

30–40 мин.

13

«На природе»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Доброе животное».

– Релаксационное упражнение: «Дерево».

30–40 мин.

14

«Мы вместе»

Игротерапия: «Паровозик с именем».

Сказкотерапия: текст«Заяц–хваста».

30–40 мин.

15

«Пойми его чувства»

Игротерапия: «Дотронься до…».

Сказкотерапия: этюд «Смелый заяц».

Беседа, направленная на саморегуляцию: «Комплименты».

30–40 мин.

16

«Навыки коммуникации»

Игротерапия: «Ветер, дождь и гром».

Психогимнастика: «Медведь после спячки».

30–40 мин.

17

«Помирились»

Игротерапия: «Подари улыбку другу».

Арт–терапия

Сказкотерапия: закончи сказку «Два брата».

30–40 мин.

18

«Мы вместе»

Игротерапия: «Передай чувство», «Подари улыбку другу».

Ролевое проигрывание моделей поведения: «Я есть, Я буду».

Психогимнастика: «Театр масок».

30–40 мин.

19

«Общая история»

Игротерапия: «Комплимент», «Подари улыбку другу».

Психогимнастика: «На берегу моря».

Арт-терапия: «Я на море».

30–40 мин.

20

«Правила дружбы»

Игротерапия: «Что тебе нравится в соседе», «Волны», « Подари улыбку другу».

Сказкотерапия: закончи сказку «На реке».

Рефлексия: «Ладошки».

Релакс: «Ручей».

30–40 мин.

21

«Волшебная игра»

Игротерапия: «Что тебя привлекает в соседе», «Зайка и слоники», «Зеркало».

30–40 мин.

22

«Дружба»

Игротерапия: «Баржа», «Связующая нить».

Ролевое проигрывание моделей поведения: игра «Интервью».

30–40 мин.

23

«Наша дружная группа»

Игротерапия: «Колокол».

Сказкотерапия: интерпритация сказки «Репка».

Арт-терапия: рисование своего настроения

30–40 мин.

24

«Мы вместе»

Игротерапия: «Связующая нить», «Комплимент».

Музыкотерапия: танец «Распускающийся бутон».

Атр-терапия: рисование на тему «Наша дружная группа».

30–40 мин.

Например, на занятии № 9 «Облака» можно использовать упражнение «Путешествие на облаке», которая направлена на развитие умений передавать положительные эмоции. Детям предлагается сесть по удобнее и закрыть глаза. Представить, что они отправляются в путешествие на облаке. Оно белое, пушистое и мягкое. Почувствовать, как ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место... Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямьтесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными [5].

Метод проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать.

Например, на занятии № 8 «Сражение», планируется применение метода изотерапии «Сердитая рука». Дети обводят простым карандашом на листе бумаги А3 левую и правую руку. Затем детям предлагается представить, что эти руки сердятся, и раскрасить их соответствующими цветами пальчиковыми красками. Упражнение направлено на регулирование гнева, снятие напряжения через вербальные высказывания и рисунок [5].

Подобранный комплекс методов и приемов направлен на всестороннее развитие личности, при наличии агрессивности будет способствовать снижению агрессивного поведения, взаимодействию детей, что положительно скажется на развитии их коммуникативных умений и умений снимать напряжение приемлемыми способами.

Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», «Кактус», «Картинки», наблюдением за поведением ребенка в группе детского сада. Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение.