Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1
2139 KB

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) артериальная гипертензия признана неинфекционной пандемией, являющейся основной причиной кардиоваскулярной заболеваемости и смертности. Вклад артериальной гипертензии в смертность населения трудоспособного возраста от данной группы заболеваний составляет 40 %, а смертность от инсульта – 70-80 % [4]. Исследование структуры уровня смертности взрослого населения в современной России показало, что первое ранговое место в РФ, в Поволжском Федеральном округе и Саратовской области занимают показатели смертности при болезнях системы кровообращения [6]. Следует отметить, что в России от болезней системы кровообращения умирает преимущественно население трудоспособного возраста [5].

Согласно Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одной из основных задач системы здравоохранения в современных условиях является достижение высокого уровня качества медицинской помощи в соответствии с утвержденными порядками и стандартами ее оказания. В Государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294, одним из целевых индикаторов является снижение смертности от болезней системы кровообращения к 2020 году до 622,4 случая на 100 тысяч населения [3]. Однако, в современном мире все больший вклад в здоровье оказывают социальные факторы и социальная сфера общественной жизни людей. Поэтому недооценка их влияния ставит под угрозу реализацию Программ в сфере здравоохранения.

Рекомендации Российского медицинского общества по артериальной гипертензии и Всероссийского научного общества кардиологов основной целью лечения больных признают максимальное снижение риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смерти от них. При этом известно, что медицина способна продлить жизнь тем, кто страдает серьезными заболеваниями, но для уровня здоровья больших групп населения большую важность имеют социальные и экономические условия, которые определяют, заболеет ли человек вообще. Среди населения можно выделить группу лиц, которые наиболее остальных подвержены влиянию внешних негативных факторов. Это лица с доходами ниже величины прожиточного минимума, так называемое «бедное» население. Даже в самых богатых странах обеспеченные люди живут на несколько лет дольше и болеют реже, чем бедные [7].

Достаточно высокий уровень материального благополучия населения, обеспечение здоровых безопасных условий труда и быта, санитарная охрана внешней среды, обеспечение необходимой медицинской помощью, предоставление населению разнообразных материальных и культурных благ – это предпосылки для здоровой и полноценной жизни, а не условие [1]. На научно-теоретическом и на уровне здравого смысла наличие связи между материальным благополучием и здоровьем населения не вызывает сомнений [8].

Низкие доходы приводят к невозможности получения помощи и проблемам социальной адаптации. В результате представители этих групп оказываются неспособными преодолеть физические, социальные и финансовые барьеры к медицинской помощи. Количество таких людей, испытывающих систематические затруднения в получении медицинской помощи, очень велико – примерно 50-70 % населения страны. Согласно толкованию Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам право на здоровье во всех его формах и на всех уровнях содержит право на доступность медицинской помощи, т.е. учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть доступны каждому человеку без какой бы то ни было дискриминации. Все лица с доходами ниже черты бедности и даже несколько превышающими ее не могут справиться с выплатами, необходимыми для доступа к медицинской помощи [2]. В 2013 году на 66 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения ВОЗ было отмечено, что повышение доступности качественной и недорогой медико-санитарной помощи «бедным» слоям населения любой страны является залогом развития их способностей и позволяет им найти хорошую работу, которая изменит их жизнь. А для этого необходим, прежде всего, доступ к качественным и недорогим медицинским услугам [12].

Значительный прогресс в секторе здравоохранения, достигнутый в последние десятилетия, носит крайне неравномерный характер: большая часть стран мира продвинулись по пути улучшения состояния здоровья, но в то же время значительное число стран во все большей степени отстают по этим показателям или теряют прежние позиции. Старение населения и последствия плохо управляемой урбанизации и глобализации способствуют ускорению темпов распространения инфекционных болезней во всем мире и увеличивают бремя хронических неинфекционных заболеваний. Широко распространенное явление, когда у многих людей наблюдается комплекс симптомов и множество болезней, требует от системы медицинского обслуживания разработки методов более интегрированного и комплексного ведения пациентов. В мире действует сложное переплетение взаимосвязанных факторов, включая постепенный, но долговременный рост доходов и численности населения, изменение климата, проблемы, связанные с продовольственной безопасностью, и социальную напряженность, каждый из которых будет иметь вполне определенные, но в значительной степени непредсказуемые последствия для состояния здоровья в ближайшие годы [14]. Наиболее обеспеченные люди, имеющие сравнительно меньше потребностей в медицинской помощи, потребляют большую часть этой помощи, тогда как люди, располагающие самыми скудными средствами и имеющие серьезные проблемы со здоровьем, потребляют наименьшую ее часть [11]. В странах, как с высокими, так и с низкими доходами государственные расходы на здравоохранение чаще всего идут на пользу богатым, а не бедным [15]. Чрезмерная специализация медицинских учреждений и специалистов и узкая направленность многих программ борьбы с заболеваниями препятствуют внедрению целостного подхода к медицинскому обслуживанию отдельных лиц и семей, охватываемых этими программами, и не учитывают необходимость обеспечения непрерывности в оказании помощи [13]. Медицинские услуги, предоставляемые малоимущим и маргинализированным группам населения, нередко в высшей степени фрагментированы и в значительной степени не обеспечены ресурсами, причем помощь, предоставляемая на цели развития, нередко лишь усиливает эту фрагментацию [11]. Причины неравенства в уровне здоровья очень часто кроются в социальных условиях, не зависящих непосредственно от системы здравоохранения.

Выделяемые системами здравоохранения ресурсы концентрируются вокруг дорогостоящих медицинских услуг, и при этом игнорируются потенциальные возможности первичной профилактики, которая может путем предупреждения почти на 70 % сократить бремя болезни [10]. Оптимальные результаты по предотвращению потерь населения, в том числе, от болезней системы кровообращения возможны при эффективной работе каждого уровня организации медицинской помощи (первичная, специализированная, высокотехнологичная и комплекс своевременных этапных реабилитационных мероприятий) при координации оперативного межуровневого взаимодействия [9].