Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Marchenko M.N. 1 1
1
2162 KB

В связи с развитием технического и программного обеспечения дизайн, как вид творческой деятельности, перестаёт быть статичным искусством. Компьютерная графика, прочно вошедшая в середине XX века в массовую культуру, привнесла коррективы, изменившие само отношение к дизайну [1]. Под массовой культурой в данном случае подразумевается кино, телевидение и другие виды визуально-технологического творчества. Таким образом, в погоне за удержанием внимания зрителя, используются анимированные изображения, сформировавшие собственный вид дизайнерской деятельности – motion design (в дальнейшем – моушн-дизайн). Однако, на наш взгляд, данная терминология не в полной мере определяет особенности понятия и, таким образом, является некорректной применительно к данному виду дизайна. Стоит отметить, что понятие моушн-дизайна достаточно недавно закрепилось в отечественной профессиональной среде. Поэтому изначально необходимо разобраться, что именно подразумевается под этим словосочетанием. Термин «Motion Graphics» вошел в мир вместе с появлением компании Motion Graphics Inc, которую основал Джон Уитни (John Whitney). А вот применять в широкой практике термин начали после выхода книги «Creating Motion Graphics» (авторы Trishand Chris Meyer’s), где подробно рассказывалось об использовании Adobe After Effects. Motion Design – это аббревиатура от «Motion Graphics Design» или дословно по-русски «Графический дизайн в движении». Однако он ближе к теле- и киноискусству. При его создании ведётся работа с видеоматериалами, 2D и 3D графикой. Моушн-дизайн можно сравнить с мультипликацией и анимацией, однако эти понятия не являются синонимами. В своё время применялись такие названия как: бродкаст-дизайн, видео-дизайн, моушн-графика.

Рассмотрим несколько формулировок, описывающих термин моушн-дизайн.

Однако все перечисленные наименования не отражали суть представленного термина целиком. Поэтому можно вывести три основных компонента, составляющий данный вид дизайна:

– графика (2D, 3D, видео ряд);

– звуковое сопровождение;

– движение.

Таблица 1

Моушн-дизайн

И. Остриков, куратор курса Motion design в Scream School (Москва)

«Принято считать, что это графический дизайн в движении. Это и так и не так одновременно... Так вот, моушн дизайн – это искусство «оживления» средствами анимации» [4].

А. Куренков, преподаватель курса Motion design в Scream School (Москва)

«Моушн-графика – графика, изменяющаяся во времени, в которой движение сообщает зрителю дополнительный смысл, неразличимый в отдельно взятом кадре» [2].

Сидорин И.В., Краснова Т.В.

«…это искусство анимации и оживления графики. Это видеоролики, основанные на графике в движении, а так же техника их производства»[6].

М. Опалев, Е. Саввина

Моушн-дизайн – самостоятельная отрасль дизайна, направленная на проектирование объектов брендинга и арт-объектов с помощью приемов и технологий компьютерной анимации, звукового дизайну и возможностей интерактивности, где визуальные эффекты, разработанные на уровне графики, дополняют сюжет новым смыслом [3].

Motion – с английского переводится как движение, жест, перемещение. Таким образом, понятие отражает одну сторону рассматриваемой дизайнерской деятельности. На наш взгляд, подходящим определением, содержащим в себе все свойства, является – мультимедийный дизайн.

Рассмотрим существующие определения данного термина:

Таблица 2

Мультимедийный дизайн

Яцюк О.

«Мультимедийный дизайн – форма комплексного использования медиа-сред в дизайн-деятельности, направленной на создание объектов, пространств и ситуаций в полисенсорной среде компьютерной виртуальной реальности. При этом анимация, звуковое сопровождение, многоканальное сенсорное воздействие важны не как локальные, вспомогательные приемы презентации, а как единство, система, усиливающая творческую рефлексию, предоставляющая субъекту возможность «прожить» проектируемую ситуацию в определенном смысловом контексте» [7]

Профессиональная школа «Victoria»

«Мультимедийный дизайн – это не только разработка CD-презентаций, каталогов продукции, фото-галлерей и портфолио с применением звуковых и видео эффектов, это еще и создание рекламных и обучающих роликов, требующее предварительной тщательной проработки сценария, создание обучающих игр, и интерактивных описаний к программным продуктам, все, что связано с привлекательной и доступной визуализацией сложной информации» [5]

Мы видим, что есть определённая закономерность в понимании термина, однако определение не используется в полной мере. Поэтому проведём анализ данного понятия с точки зрения этимологии, а также моушн-дизайна.

Multi – с английского означает много, т.е. мы учитываем тот объём средств, который можно затратить на создание роликов. Media, в свою очередь, означает средства массовой информации, то есть инструмент передачи мультимедиа проектов.

Мультимедиа – это информационная система, обеспечивающая одновременное представление информации в различных формах – звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Как мы видим, трактовка полностью исправляет проблему смысловой нагрузки дизайн-проектирования – motion design.

Исследовав данный термин, можно сделать вывод: понятие мультимедиа собирает в себе все основные компоненты присущие моушн-дизайну. Таким образом, с уверенностью можно заявить, что мультимедийный дизайн в полной мере способен войти в профессиональный лексикон и заменить собой устаревшее определение, дополнив и уточнив его.