Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Kuznetsova A.Ya. 1
1
2219 KB

Современный человек – субъект и объект своего познания. Среда образования человека многофакторна. Из всех образовательных факторов, действующих на современного человека, наиболее существенными оказываются природные, социальные и внутренние духовные воздействия среды. Мир человека познающего содержит две реальности: материальную и духовную [2]. В координатах самопознания эти реальности воспринимаются как внешний и внутренний миры человека. Рефлексивная познавательная деятельность расширяет рамки, пределы познания духовного мира [6]. Духовный акт, на который способен человек, сущностно связан со вторым измерением и второй ступенью рефлексивного акта [3]. Это «самососредоточение» связано с осознанием себя самого центром духовных актов, или «самосознанием». В течение истории изменялся не только человек, не только знания о человеке, но и отношение к постановке этого вопроса. В начале 20-го века философы признались себе, что они менее, чем когда-либо располагают строгим знанием о себе как о человеке [7]. В результате было получено множество ответов, построенных в теологической, философской и естественнонаучной традиции. Полученные достижения в области специального знания, добытого различными науками о человеке, позволили ему развивать новую форму самосознания и самосозерцания [5].

Человек – существо социальное. Социум предоставляет ему собственно социальные, имеющие материальную и духовную основу образовательные факторы. Образовательное взаимодействие с природой наиболее выражено в экологическом воспитании современного человека [1]. Осуществление образовательного фактора взаимодействия человека с природой требует большего внимания к природе космоса [4]. Восприятие космоса становится важным для человека, формирующего в своём сознании картину мира. «Ибо в том и состоит величие человеческой науки, что в ней человек научается во всем большем объеме считаться с самим собой и всем своими физическим и психическим аппаратом, как с чуждой вещью, находящейся в строгой каузальной связи с другими вещами, а тем самым может получить образ мира, предметы которого совершенно независимы от его психофизической организации, от его чувств и их порогов. Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого» [7, с.11].

Человек – существо космическое и в течение жизни сохраняет связь с космосом. Современное общество получает всё более знаний о космосе, в то время как современный индивид всё более экранирует себя от космоса. В условиях индустриальной информационной цивилизации сглаживаются границы между виртуальным миром человека и миром среды, представленной объективированным знанием, материальным продуктом интеллектуальной работы человека. Расширение виртуального мира индивида при уменьшении объёма непосредственного познания материальной природной среды может привести к нарушению природосообразности формирования человека.