Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1
2181 KB

Одним из ключевых факторов социально-экономического развития России, и в особенности северных регионов страны, в ближайшие годы и на перспективу может стать добыча нефти и газа на арктическом шельфе. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ на 16 декабря 2014 года в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) открыто 594 месторождения нефти и 159 месторождений газа. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы АЗРФ в целом оценены в 258 млрд. т условного топлива, что составляет 60 % всех углеводородных ресурсов России. При этом неразведанный потенциал Арктической зоны составляет свыше 90 % на шельфе и 53 % на суше.

Географическое определение Арктики уточнялось на протяжении почти всего ХХ века. Южная граница Российской Арктики была официально утверждена Указом Президента от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Согласно принятому документу, сухопутными территориями Арктической зоны признаются Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми). В Арктическую зону также вошли городской округ города Норильск, ряд территорий Архангельской области, включая сам город Архангельск, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, которые ранее были объявлены территорией Советского Союза Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Спор о границах континентального шельфа России ведется с 2001 года. Для того, чтобы Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала право России на заявленные территории, необходимо представить научное обоснование того, что они являются шельфом − продолжением материковой земной коры, связанным с ней общим геологическим строением. Россия рассчитывает присоединить 1,2 млн. квадратных километров территории шельфа в Северном Ледовитом океане. По предварительным оценкам это позволит увеличить потенциальные запасы углеводородов как минимум на 5 млрд. тонн условного топлива.

Обеспечение стабильной и эффективной деятельности в Арктике возможно только при условии построения разумного, всесторонне просчитанного баланса между экономикой и экологией.

Для реализации суверенитета и интересов Российской Федерации в Арктике в 2008 году бала принята «Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В числе важнейших приоритетных направлений развития Стратегия устанавливает:

а) обеспечение экологической безопасности;

б) развитие науки и технологий [1].

Обеспечение экологической безопасности подразумевает минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду текущей деятельности в АЗРФ и ликвидацию экологического ущерба, причиненного в результате прошлой деятельности.

Для ликвидации аварийных разливов нефти будет создано 10 аварийно-спасательных центров (АСЦ) МЧС, между которыми будет поделена вся территория Российской Арктики и Северного морского пути (самого короткого морского торгового пути из Атлантического океана в Тихий). При этом будет обеспечиваться безопасность не только арктических поселений и Севморпути, но и буровых вышек на шельфовых месторождениях нефти и газа, предупреждаться и ликвидироваться разливы нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности России; выполняться задачи по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. На данный момент функционируют четыре АСЦ: в Мурманске, Воркуте, Нарьян-Маре, в Дудинке. С января 2015 года планируется открыть Архангельский арктический спасательный центр.

Ежегодный прирост некультивируемых нарушенных земель Арктики в нефтедобывающей промышленности составляет 5–6 тыс. Га [3].

Особый риск связан с крайне низкой устойчивостью арктических экосистем и их зависимостью даже от незначительных антропогенных воздействий. Арктика – одна из самых хрупких экосистем планеты. Поступление в почву компонентов нефти вызывает изменение физических, химических, биологических свойств и характеристик почвы, утрату почвенного плодородия. В связи с превращением АЗРФ в регион интенсивного хозяйственного освоения и добычи углеводородного сырья остро стоят вопросы разработки новых технологий и комплексных методов переработки нефтяных отходов и рекультивации загрязненных земель в условиях вечной мерзлоты.

Согласно общим требованиям [ГОСТ 17.5.3.04-83] процесс рекультивации нефтезагрязненных земель, включает:

• удаление из состава почвы нефти и нефтепродуктов;

• рекультивацию земель (технический и биологический этап).

При этом, выбор той или иной технологии рекультивации должен быть обусловлен с одной стороны природными условиями района (климат, почвы, геологические, гидрогеологические и гидрологические условия, растительность, рельеф), агрохимическими и агрофизическими свойствами пород и их смесей на техногенных объектах, а с другой стороны хозяйственными, социально-экономическими и санитарно-гигиеническими условиями в районе размещения нарушенных земель, а также планами перспективного развития территории в районе расположения месторождений.

Наиболее прогрессивной и широко используемой технологией очистки нефтезагрязненных почв считается активация аборигенной углеводородоокисляющей микрофлоры и внесение в почву штаммов-деструкторов. Эффективная деструкция углеводородов микроорганизмами, внесенными в почву, возможна лишь в тех случаях, когда они найдут в почве благоприятные условия для жизнедеятельности и развития. Максимального эффекта позволяет добиться сочетание использования штаммов-деструкторов, способных функционировать при пониженных температурах, природных сорбентов и высева травянистых растений [4].

В условиях хрупкости арктической природы, нарушение экологических требований при разработке и эксплуатации месторождений приведет не только к серьезному финансовому ущербу, но и к колоссальным репутационным потерям для России. Поэтому приоритетной задачей становится обеспечение способности России вести безопасную добычу ресурсов в арктической зоне.