Одна из городских экологических проблем России и планеты в целом – несанкционированные свалки твердых бытовых отходов (ТБО). Несанкционированные свалки являются одним из важнейших факторов загрязнения окружающей среды, оказывающим отрицательное воздействие на ее различные компоненты: почвенный покров, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. Стихийные свалки часто занимают значительную часть земель, выводя их из хозяйственного оборота. Кроме того, они ухудшают санитарную обстановку на селитебных территориях, способствуют распространению инфекций и неблагоприятных для здоровья человека организмов. Важной особенностью таких свалок является пространственная и временная изменчивость, как по объему, так и по составу. [2]
Мониторинг несанкционированных свалок в г. Дубне Московской области с численностью населения около 70000 чел. и площадью около 72 кв.км ведется с 2004 г. По данным мониторинга в 2013 году, было выявлено 107 свалок: 52 на правом берегу р. Волга, 55 на левом берегу. Общий объем отходов в свалках в городе в настоящее время составляет около 3270 куб.м. Объем свалок варьирует от 0,3 до 1000 куб.м. Наибольшее количество свалок выявлено в лесах (50 свалок) и близ водоемов (40 свалок), наименьшее – в промышленных (4 свалки) и селитебных (13 свалок) зонах города. Экологически опасных свалок 84 (более половины от общего числа) [1, 2].
Авторы, как и предыдущие исследователи проблемы, по мере проведения мониторинга несанкционированных свалок доводили информацию до сотрудников ООО «РФК «Экосистема» – компании, ответственной за систему обращения с отходами в г. Дубна. Следует отметить, что после ликвидации свалок многие из них в дальнейшем появляются снова, часто в тех же местах.
Наличие несанкционированных свалок нарушает ряд следующих положений экологического законодательства Российской Федерации: [3]
ст. 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающие право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;
ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми на органы местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, возложены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
ст. 8 и 13 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в силу которых территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
ст. 22 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указывающая, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению;
п. 1 и 2 ст. 3 и п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 9 Закона Московской области от 29.11.2005 №249/2005-ОЗ «Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области» (с изменениями на 25.12.2013) об обязанностях юридических и физических лиц соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области, хозяйствующих субъектов, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, регулярно производить уборку территорий, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания; а также п. 19 ст. 6, согласно которому сброс мусора вне отведенных и оборудованных для этой цели мест на территории Московской области запрещается.
Кроме того, согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.88 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. В соответствии с п. 15 «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.12 отходы должны вовлекаться в повторный хозяйственный оборот путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга. При условии, что наибольшие объемы отходов в несанкционированных свалках г. Дубны приходятся на древесину (1038,6 м3), пластик (352,4 м3) и стекло (204,5 м3), требования рационального сбора и использования отходов также нарушены [1, 3].
Главными загрязнителями на сегодняшний день являются отдыхающие, жители частных секторов. Для решения проблемы требуется просвещение всех слоев населения: в СМИ и сети Интернет периодически размещать статьи публицистического характера, проводить беседы в детских садах, школах, университете и т.д. Так же в настоящее время существует острая необходимость в организации строгого контроля за использованием и правомерным складированием бытовых отходов как со стороны государственных и муниципальных органов, так и со стороны общества.
Обязанность землепользователей осуществлять мероприятия по охране земель определяется не как мера гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, а как выполнение им установленной законом обязанности по содержанию земельных участков, находящихся в пользовании. Именно землепользователи обязаны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов.