Проблема повсеместного распространения транспорта обсуждается много лет. Комфортабельность, возможность использования в любой момент, а также доступность автотранспорта приводит к ежегодному росту числа машин. В тесной связи с этим фактом происходит расширение дорожной сети. В последние годы, нередко дороги строятся без соответствия СНиПам и СанПиНам, учета мнения общественности, с нарушениями природоохранного законодательства, основываясь на преимуществах в сферах экономики и логистики. Дорожная отрасль вносит особый вклад в загрязнение окружающей среды (водных объектов, почвенного покрова, атмосферного воздуха), изменение флоры и фауны, способствует снижения показателей здоровья человека. При работе автотранспорта свинец и нефтепродукты оседают в непосредственной близости от дороги и загрязняют придорожную почву, поверхностные воды и растительность. Бензиновые двигатели, кроме того, выделяют соединения свинца, хлора, брома, а дизельные – значительные количества сажи. Кроме того, на придорожные территории попадают продукты износа шин (цинк, кадмий, медь, свинец), тормозных накладок (медь, свинец, хром, никель, цинк), материалов дорожных покрытий (кадмий, свинец). Помимо этого, транспорт представляет собой одну из важнейших причин шумового воздействия на окружающую среду. [1]
При строительстве дорог могут нарушаться следующие положения экологического законодательства Российской Федерации:
– ст. 42 Конституции РФ, устанавливающая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду;
– п. 1 ст. 35, п. 2 ст. 38 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещающие ввод объектов в эксплуатацию без завершения работ по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий; и п. 1 ст. 55, обязывающий органы управленияпри осуществлении хозяйственной и иной деятельностипринимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в томчисле их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты;
– пп. 4.1 и 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) в РФ от 16.05.2000 N 372, которые предусматривают информирование и участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС на всех этапах ОВОС по объектам;
– п. 15.2.2 Распоряжения Минтранса РФ от 14.04.2003 N ОС-339-р, согласно которому обочины, откосы, кюветы и резервы земляного полотна должны иметь проектные очертания, обочины спрофилированы и уплотнены, ликвидированы размывы на обочинах и откосах, кюветы и резервы прочищены, устранены дефекты и разрушения в местах сопряжения обочин с покрытием, обеспечен продольный и поперечный водоотвод;
– п. 6.9 СНиП 2.07.01-89, предусматривающий организацию полосы зеленых насаждений ширинойне менее 10 м для защиты застройки от шума и выхлопных газов;
– п. 12.14 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85», в соответствии с которым при назначении конструктивных решений земляного полотна, водоотводных и водопропускных сооружений должна быть обеспечена защита угодий от размыва и заиления, заболачивания, растительного и дернового покрова, гидрологического режима водотоков; и п. 3.80 , согласно которому земляное полотно дорожной конструкции должно иметь дренажные, водоотводные, удерживающие и укрепительныеконструктивные элементы и т.д.
Одним из примеров, несоблюдения требований экологического законодательства в сфере дорожного строительства можно считать возведение дорожного полотна в г. Кольчугино. В ноябре 2013г. Губернатором Владимирской области принято решение о реализации пилотного проекта по строительству деревянного жилья эконом-класса для многодетных семей по ул. Ломако и ул. Березовая в г. Кольчугино. В августе 2014г. начато строительство дороги по ул. Ломако, однако следует обозначить ряд нарушений. О запланированном проекте жильцам сообщено не было, они узнали об этом непосредственно на начальных этапах стройки, общественных слушаний не проводилось. На протяжении 2 недель с момента начала строительства дороги жители пытались привлечь внимание к этой ситуации, но представители Администрации и ответственные за проект заявили, что проект утвержден и изменению не подлежит.
Администрацией Кольчугинского района и проектировщиком Ермаковым И.В. была заявлена высота насыпи 70 см (что уже будет негативно сказываться на жителях), но по факту высота дороги на данный момент составляет 1,2 м.
Необходимо отметить, что до осуществления проекта рельеф местности былдостаточно ровным, на данный момент за счет подсыпки земляного полотна создан подпор, что может привести к резкому изменению гидрологического режима, кроме тогодорожное полотно не оборудовано системами водоотвода. Дорога имеет наклон в сторону участков проживания и сельскохозяйственного пользования собственников, создавая прецедент повышенного влияния загрязненного стока.
Приведенный пример не является единичным. В связи с этим задача уменьшения негативного воздействия на компоненты окружающей среды актуальна в современном мире. Для достижения данной цели необходимо принять ряд мер. На мой взгляд, это можно осуществить за счет ужесточения уже имеющихся нормативных правовых актов и введения дополнительных. В первую очередь, необходимо более жестко контролировать соблюдение полного комплекса природоохранных мер на всех этапах жизненного цикла дорожных объектов: от момента проектирования, через строительство и введение в эксплуатацию до полноценного использования трассы. Также можно предложить более четко обозначить размеры штрафов за различные правонарушения в соответствующих документах, в первую очередь в аспекте благоустройства прилегающих к дорожному полотну территорий. На полученные средства можно предложить осуществлять озеленение придорожных участков.